Иренеуш Бенецкий, Изабела Шкурлат (Ireneusz Bieniecki, Izabela Szkurłat)
Характеристики судов Пинской флотилии Польской Маринарки Военной
и возможности их использования
«Гданьские» мониторы
Концепция строительства речных мониторов для возрожденного военного флота была создана в середине 1919 года. Тогда Министерство морских дел (Departament Spraw Morskich - ДСМ) намеревалось значительно расширить состав речных флотилий, в том числе: дополнив их полноценными боевыми единицами, т.е. мониторами. Эти корабли должны были иметь следующие параметры: водоизмещение 110 тонн (126,5 стр.в.), вооружение 2 88-мм пушки и 5 пулеметов, броня 12–14 мм, скорость 10 узлов (18,5 км/ч), двигательная установка – 3 четырёх-цилиндровых двигателя Maybach (по другим данным Daimler) мощностью по 60 л.с. каждый, с приводом на 3-х винта, основные размерения 34,5 х 5,05 х 0,75 м.
Построенные мониторы вошли в состав 1-й дивизии Вислинской флотилии, а ORP «Варшава» стал флагманским кораблём. В мае 1922 года ORP «Мозырь» и ORP «Варшава» были отправлены в Пинск, а в июле 1923 года монитор «Мозырь» получил новое имя – «Торунь». Летом 1923 и 1924 годов все четыре монитора вместе с группой катеров переправлялись через Вислу в Гданьск, где участвовали в боевых стрельбах в водах Гданьского залива. Когда Вислинская военная флотилия была расформирована (осенью 1925 г.), мониторы «Пинск» и «Городище» вернулись из Торуни в Модлин, а затем весной 1926 г. направились в Пинск (Кулигевич 1972: 38-39).
Одной из главных проблем мониторов было их вооружение, особенно основная артиллерия. Вопрос о перевооружении гданьских мониторов (из-за плохого технического состояния артиллерии) рассматривался уже в начале 1920-х годов. Первоначально они имели на вооружении две старые итальянские 105-мм пушки, которые предполагалось заменить одной 105-мм гаубицей и двумя французскими 75-мм пушками wz. 97 (Акт KMW, т. 576, Письмо командующего... от 4 октября 1924 г.: 1).
Неблагоприятные условия навигации на реках Полесья и периодический низкий уровень воды привели к поиску решений, которые позволили бы самым крупным кораблям флотилии (с наибольшей осадкой) плавать в любое время года. Эти решения были направлены в два направления: уменьшение осадки и уменьшение скопления воды на конкретном участке реки (Акт КМВ, т. 576, Письмо... от 12 марта 1936 г.: 1). Эксперименты в этой области проводились в ходе кампании 1935 г. Монитор «Варшава» (стоявший на якоре на стоячей воде в порту и на озере близ Нырчи) был оснащен 6 поплавками, наполненными водой (по 3 с каждого борта). После того как поплавки были наполнены водой, их прикрепили к бортам судна. При откачке воды поплавки уменьшили осадку на 0,16 м (осадка кормы уменьшилась с 0,80 до 0,64 м). Работы с поплавками на мониторе «Варшава» были продолжены и в следующем (1936) году. В июне уровень воды на реках был исключительно низким, а мели затрудняли плавание судов с большой осадкой. Это существенно задержало движение флотилии и затруднило учения. Единственным решением в этой ситуации было сокращение запаса топлива (вполовину) и полное разоружение* кораблей (что было недопустимо в боевых условиях). Использование поплавков на мониторе «Варшава», при малом уровне воды и сокращение запасов топлива, снижало его осадку примерно до 0,60 м. Это позволяло ему переплывать мелководья, на которых садились на мель другие корабли. В связи с положительными результатами этих испытаний командующий флотилией просил начальника Военно-морского управления (Kierownictwa Marynarki Wojennej - КМВ) дать согласие на постройку следующих поплавков (после внесения некоторых усовершенствований) для оставшихся мониторов (Акт КМВ, т. 576, Письмо. .. от 07.05.1936: 1). В 1936–1938 годах было изготовлено четыре комплекта трехсекционных поплавков, прикреплявшихся к бортам мониторов. Они уменьшили их осадку до 0,60–0,64 м. Благодаря им мониторы могли легче передвигаться при малом уровне воды, но их скорость снизилась с 13,5 до 10,5 км/ч..
В 1934–1936 годах монитор ORP «Торунь» был перестроен. Он получил новую основную артиллерию. Вместо имевшихся двух 75-мм орудий и 100-мм гаубицы были установлены три 75-мм орудия (1х2 и 1х1). Командирскую рубку заменили большим боевым казематом, на котором разместили дальномер, две пулеметные башенки и прожектор. В бортах каземата были сделаны крепления еще для двух пулеметов. Палубные башенки также были сняты. Прежняя броня была заменена новой толщиной 8 мм из хромоникелевой стали. Вместо имеющихся трех четырехцилиндровых двигателей Maybach (60 л.с.) были установлены два шестицилиндровых двигателя Glennifer (по 100 л.с. каждый). Количество гребных винтов также было уменьшено с 3 до 2. На основе опыта реконструкции ORP «Торунь» позднее (в 1938–1939 годах) был переоборудован и перестроен также ORP «Пинск», а в 1938 году аналогичные работы были начаты на ORP «Варшава». Позднее всех, только в августе 1939 года, был переоборудован монитор ORP «Городище». После реконструкции этих мониторов число членов экипажа увеличилось с 34 до 41–44 (исх. № 2409 и 2411, Дзялочины…: 3–4; Кулигевич 1972).
В сентябре 1939 года гданьские мониторы оставались в водах Полесья. В первую неделю боевых действий ORP «Варшава» сел на мель, и попытки снять его с мели закончились неудачей. 18 сентября на мониторах открыли кингстоны. Экипажи затопленных кораблей затем принимали участие в боях в составе Отдельной оперативной группы войск «Полесье» под командованием генерала Францишека Клеберга (Кулигевич 1972: 38–39; Сорока 1984: 24; Филипович 1985: 81–82).
*здесь скорее всего имеется в виду выгрузка боезапаса, а не снятие орудий.
Университет Жешува. Факультет социологии и истории
UR ЖУРНАЛ ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК
ЕЖЕКВАРТАЛЬНЫЙ № 3(8)/2018
Издательство Университет Жешува. Жешув 2018