Timofey>> Имеется ввиду случай "реверса" винта в канале, когда тяга меняется на противоположную?Aaz> Угу. Что при этом с тягой будет?
Когда вход становится выходом, а выход входом, все только портится. Это как крыло поставить задом наперед
Ведь профиль канала фенестрона несимметричен для входа-выхода.
Именно коллектор на входе и обуславливает рост тяги, в т.ч. и при косой обдувке. Когда мы реверсируем поток в канале фенестрона, то вход воздуха происходит через диффузор. Его можно представить как трубу с острыми кромками, правда с углом раствора (на картинке "Альфа") около 10..12°. А на такой трубе ловить уже нечего
Так ведь обычно не возникает необходимости реверсировать поток в фенестроне. Чтобы развернуть вертолет достаточно просто уменьшить тягу фенестрона, а все остальное сделает реактивный момент несущего винта.
Timofey>> Там до столь выраженного эффекта не доходит. Тяга меняется в меньшей степени. Aaz> Но рост все таки есть?
Если строго сказать - есть. Точнее, должен быть, но его никто толком не учитывает.
Timofey>> ...чуть более выгодной считается схема с толкающим винтом, когда наступающая (идущая вперед) лопасть проходит снизу.Aaz> Это для "чистого" винта (как на старых французских ферменных машинах без киля)? Или речь идет именно о "килевой" схеме?
Так ферма тоже имеет немалое сопротивление. Zeus если что поправит меня.
Толкающий винт более выгоден, т.к. поток от винта не обдувает никаких элементов конструкции. Это дополнительное сопротивление, уменьшающее тягу винта. Сопротивление обтекания киля или той же фермы от потока идущего к винту (на входе винта) конечно же есть, но оно меньше, чем если эти элементы находились в более скоростном потоке отбрасываемом винтом.
Это все касается небольших скоростей в который и работают винты вертолета. Для скоростных винтовых самолетов разница уже непринципиальна.
С направлением вращения рулевого винта (РВ) определились просто: в горизонтальном полете поток от несущего винта (НВ) отклоняется от вертикали назад, образуя косую колонну. Отклонение достигает того, что низ РВ попадает под его влияние. Соответственно, будет хорошо, когда лопасть РВ внизу проходит навстречу этому потоку. В этом случает скорости потока и окружная скорость лопасти РВ складываются увеличивая подъемную силу на лопасти. Если вращение происходит в обратную сторону, т.е. лопасть идет по потоку (проходит в нижнем положении назад), то скорости вычитаются. Подъемная сила (и тяга РВ) здесь падают.
Такое взаимодействие НВ и РВ есть даже на висении. НВ увлекает с основным потоком и окружающий объем воздуха, под который и попадает РВ.