Г.М.> В первой половине 80-х, когда программы ATF, как таковой, еще не было,..
Запрос от ВВС по предложениям - это 1981-й год.
Г.М.> А вот ближе к 1990-у, с демонстрацией прототипов ATF и публикацией хоть какой-то информации о них, "обчественность" на ходу принялась "вырабатывать" эти самые "требования". Грубо говоря - "есть у F-22 и нет у других" - вот тебе и признак пятого поколения. Подгонка под готовый ответ, по сути.
Это неправда.
Программа шла "под лозунгом" S
4: stealth, STOL, supercruise и supersonic agility (именно supersonic - а не какая-то superagility).
Правда, с реализацией возникли проблемы.
Малозаметность обеспечили. Как бы.
Укороченный взлёт "получился сам собой" за счёт нев...ной тяги двигателя, а вот от укороченной посадки, которую должен был давать реверс, отказались, оставив "архаичный" тормозной парашют. Не получилось "поженить" плоское сопло с реверсом.
С двумя последними S всё куда интереснее. Дело в том что связка supercruise + supersonic agility (а это была именно связка) должна была обеспечить ATF возможность вести дальний ракетный бой на сверхзвуке. Однако же supersonic agility обеспечить не удалось. Располагаемые перегрузки в нужном диапазоне высот / скоростей "не вытанцовывались".
Оставшийся же без "второго компонента" supercruise, если подумать, оказался не пришей кобыле хвост. Его называют "неотъемлемым признаком 5-го поколения", но никто толком не может объяснить, что он даёт.
А он ничего и не даёт - поскольку нет той самой supersonic agility.
Уже задним числом для supercruise как бы нашли применение - быстрый манёвр ограниченными силами на большом ТВД. Однако изначально-то ATF не должно было быть мало - они планировались на замену не только F-15, но и части F-16. Так что это классическое "остроумие на лестнице".