[image]

Центробежный запуск

 
1 2 3 4 5
KZ Верный союзник с Окинавы #15.11.2021 18:09  @Полл#14.11.2021 22:59
+
-
edit
 
Полл> "Дельта-К" осталась чисто бумажным проектом, насколько я знаю.

Вот и плохо знаете. И летали они >138 раз и без единого отказа. И движок там стоял от служебного модуля Аполлона (кстати, тоже можно в лицо кидать заговорщикам, у которых технический задел Аполлона пропадает).

AJ10 - Wikipedia

The AJ10 is a hypergolic rocket engine manufactured by Aerojet Rocketdyne (previously Aerojet). It has been used to propel the upper stages of several launch vehicles, including the Delta II and Titan III. Variants were and are used as the service propulsion engine for the Apollo command and service module, in the Space Shuttle Orbital Maneuvering System, and on NASA's Orion spacecraft. It was first used in the Delta-A/Able second stage of the Vanguard rocket, in the AJ10-118 configuration. It was initially fueled by nitric acid and UDMH. An AJ10 engine was first fired in flight during the third Vanguard launch, on 17 March 1958, which successfully placed the Vanguard 1 satellite into orbit. //  Дальше — en.wikipedia.org
 

Полл> А "Дельту-П" с чем прекратили брать и почему прекратили? :)

С тем, что новая Дельта была модульной и водородной.
   2121
KZ Верный союзник с Окинавы #15.11.2021 18:14  @Naib#14.11.2021 23:51
+
-
edit
 
Naib> Фалкон этого не умеет. Спутники нынче сами расползаются, компенсируя в том числе очень большие недолёты.

Умеет он в перезапуск ЖРД в вакууме и во всё сопутствующее.

Transporter-2 Mission
On Wednesday, June 30 at 3:31 p.m. EDT, Falcon 9 launched the Transporter-2, SpaceX’s second dedicated SmallSat Rideshare Program mission, from Space Launch Complex 40 at Cape Canaveral Space Force Station in Florida. The mission also marked SpaceX’s second launch to a polar orbit from Florida. This was the eighth launch and landing of this Falcon 9 first stage booster in exactly one year, which previously supported launch of GPS III Space Vehicle 03, Turksat 5A, and five Starlink missions.

Что собственно и демонстрируется в миссиях с групповыми ПН.
   2121
RU Полл #15.11.2021 18:31  @Верный союзник с Окинавы#15.11.2021 18:09
+
+1
-
edit
 

Полл

координатор
★★★★★
В.с.с.О.> Вот и плохо знаете. И летали они >138 раз и без единого отказа.
Нельзя объять необъятное, то есть знать все. Спасибо за ликбез!

В.с.с.О.> И движок там стоял от служебного модуля Аполлона (кстати, тоже можно в лицо кидать заговорщикам, у которых технический задел Аполлона пропадает).
У конспирологов в первую очередь пропал "Сатурн-5".
Кстати, а из чего выполнен сопловый насадок AJ10 и сколько он стоит? Сколько весит переходник под "Дельту-П" или "Дельту-К" с такой бандурой? Какие потери на аэродинамику из-за нее?

Полл>> А "Дельту-П" с чем прекратили брать и почему прекратили? :)
В.с.с.О.> С тем, что новая Дельта была модульной и водородной.
"Что-то я пью, пью, а мне все хуже и хуже?" (© похмельный лось из анекдота про охотника, дважды выстрелившего в лося на водопое без результата) :)
Совершенствовали "Дельту", совершенствовали - а в итоге она проиграла "керосинке" "Атлас-5".
   93.093.0
KZ Верный союзник с Окинавы #15.11.2021 19:05  @Полл#15.11.2021 18:31
+
-
edit
 
Полл> У конспирологов в первую очередь пропал "Сатурн-5".

У них царя в голове нет.

Полл> Кстати, а из чего выполнен сопловый насадок AJ10 и сколько он стоит? Сколько весит переходник под "Дельту-П" или "Дельту-К" с такой бандурой? Какие потери на аэродинамику из-за нее?

А чего особенного должно быть в его насадке?

Скажу лишь, что Delta-K при сухой массе в 950 кг вмещала 6004 кг топлива.

Полл> "Что-то я пью, пью, а мне все хуже и хуже?" (© похмельный лось из анекдота про охотника, дважды выстрелившего в лося на водопое без результата) :)

А что?

Полл> Совершенствовали "Дельту", совершенствовали - а в итоге она проиграла "керосинке" "Атлас-5".

Дельта никому не проиграла технически - она стала жертвой корпоративных дрязг космических подразделений Boeing и Lockheed Martin. После объединения у них остались 2 конкурирующие системы, и их урезали для "взаимодополняемости". Потому не летают младшие версии Delta и Atlas V Heavy (с тремя РД-180).

Кстати, та самая Delta-K запускала ещё Vanguard-1, который 17 марта 1958 года.
   2121
RU Полл #15.11.2021 19:34  @Верный союзник с Окинавы#15.11.2021 19:05
+
-
edit
 

Полл

координатор
★★★★★
В.с.с.О.> А чего особенного должно быть в его насадке?
Цена. Этот насадок сделан из ниобия, как я понимаю.

В.с.с.О.> Скажу лишь, что Delta-K при сухой массе в 950 кг вмещала 6004 кг топлива.
И требовала для своего размещения на РН переходника под свое сопло.

В.с.с.О.> Дельта никому не проиграла технически - она стала жертвой корпоративных дрязг космических подразделений Boeing и Lockheed Martin. После объединения у них остались 2 конкурирующие системы, и их урезали для "взаимодополняемости". Потому не летают младшие версии Delta и Atlas V Heavy (с тремя РД-180).
А то, что более половины запусков "Атласа-5" идет в модификации без ТТУ, модели 401 и 501 - оно просто случайное совпадение. :)
И что самая мощная на сегодня модель 551 имеет буквально 11 пусков - все государственные, почти все - оборонка.
Как и то, что самая дешевая по кг ПН на орбите "Дельта-4" - Heavy, оказалась запредельно дорогой, и закупается по сути лишь под госпрограммы, по факту - под оборону.
Все это череда необъяснимых совпадений и корпоративных дрязг. :)

В.с.с.О.> Кстати, та самая Delta-K запускала ещё Vanguard-1, который 17 марта 1958 года.
И как ты сам видишь, вся суета с РН за следующие более полувека принципиально характеристики средств вывода не улучшила.
   93.093.0
Это сообщение редактировалось 15.11.2021 в 20:21
US zaitcev #15.11.2021 20:14  @Верный союзник с Окинавы#15.11.2021 18:14
+
+1
-
edit
 

zaitcev

старожил


Naib>> Фалкон этого не умеет. Спутники нынче сами расползаются, компенсируя в том числе очень большие недолёты.

В.с.с.О.> Умеет он в перезапуск ЖРД в вакууме и во всё сопутствующее.
В.с.с.О.> Что собственно и демонстрируется в миссиях с групповыми ПН.

В данном случае наш любимый очернитель в целом прав. Верхняя ступень Фалькона - это по сути эквивалент Блок-ДМ, но больше чем в 2 раза тяжелее (4,5 т против 2 т). Плюс, зажигание химическое, так что количество повторных пусков ограничено количеством ампул. Разумеется никто её не использует для развода спутников по орбитам. Только скругление и свод.

Что касается большего недобора при выводе на ГПО, то конечно владельцам спутников было бы удобнее если бы их выводили на 1500 м/с или даже на ГСО, и бесплатно. Но поскольку Фалькон в разы дешевле и надёжнее устаревших ракет вроде Протона, которые были на такое способны, то заказчики мирятся с недобором Фалькона. И даже говорят спасибо.
   94.094.0
BY Naib #15.11.2021 20:28  @Верный союзник с Окинавы#15.11.2021 18:14
+
-
edit
 

Naib

аксакал

В.с.с.О.> Умеет он в перезапуск ЖРД в вакууме и во всё сопутствующее.

Умеет в перезапуск, это да. А остальное - как получится. Обычно получается плохо, так как он никогда не был и не будет полноценным РБ с высокой точностью выведения. Но современным спутникам и этого достаточно.

В.с.с.О.> Что собственно и демонстрируется в миссиях с групповыми ПН.

Угу.
Сколько они потом допиливают до своих орбит?
   95.0.4638.6995.0.4638.69
+
-
edit
 

Полл

координатор
★★★★★
zaitcev> Но поскольку Фалькон в разы дешевле
Если установить на "Протон" справедливую цену, которая ДОЛЖНА быть в разы дороже "Фалькона". Кстати, субсидии "СпейсИксу" в цене "Фалькона" как будем учитывать? :)

zaitcev> и надёжнее устаревших ракет вроде Протона,
Главное, правильно считать эту статистику.

zaitcev> которые были на такое способны,
"Протон" не был на вывод на ГСО и даже ГПО способен. На ГСО выводил "Протон"+"Блок-ДМ".

zaitcev> то заказчики мирятся с недобором Фалькона.
Те заказчики, у кого есть возможность - покупают "Атлас 5" или "Ариан-5", или "Протон", или китайскую РН.
Но узок их круг сегодня - заказчиков, способных выбирать себе РН для пуска. :)
Будь у нас свободный рынок запусков - на "Фальконе" уже бы прописался свой РБ, который бы обеспечивал в том числе вывод на ГСО.
Но мы живем в реальном мире.
   93.093.0
+
+1
-
edit
 

Naib

аксакал

zaitcev> Что касается большего недобора при выводе на ГПО, то конечно владельцам спутников было бы удобнее если бы их выводили на 1500 м/с или даже на ГСО, и бесплатно. Но поскольку Фалькон в разы дешевле и надёжнее устаревших ракет вроде Протона, которые были на такое способны, то заказчики мирятся с недобором Фалькона. И даже говорят спасибо.

Ну и где он дешевле Протона? :D
Особенно для заказчика пуска.

Фокус в том, что Протон с Бризом может спутник и на ГСО затащить за несколько часов и фактически за те же деньги. Но эту опцию давно не используют. Да и типичные пуски Байконура - ГПО-1500, а Канаверал - ГПО-1800. И шота заказчиков устраивает недолёт в 300 м/с и более (и куча времени и ресурса двигателя спутника для его компенсации).

Вот такой вот странный дивный мир нынче.
   95.0.4638.6995.0.4638.69
US zaitcev #15.11.2021 21:01  @Верный союзник с Окинавы#15.11.2021 18:09
+
-
edit
 

zaitcev

старожил


Полл>> А "Дельту-П" с чем прекратили брать и почему прекратили? :)

В.с.с.О.> С тем, что новая Дельта была модульной и водородной.

Да кого это волновало? Вся проблема была в том, что массы спутников росли и обогнали возможности Дельта 2. Там между прочим даже пытались сделать Дельта 3:

Space Launch Report

A periodic news digest of world-wide space launch activity. //  www.spacelaunchreport.com
 

Поскольку Дельта 4 все равно нужно было делать для военных, на неё и перешли. После этого над модульностью там работали 20 лет. Пришлось даже новый двигатель сделать, RS-68C. Как раз подоспели к закрытию всей программы.
   94.094.0
+
+1
-
edit
 

zaitcev

старожил


Полл> Будь у нас свободный рынок запусков - на "Фальконе" уже бы прописался свой РБ, который бы обеспечивал в том числе вывод на ГСО.

Это просто чепуха на постном масле. фантазии времён Холодной Войны, когда деньги не считали.

Пока что только строят комплекс вертикальной сборки. И то по сусекам пришлось наскрести на него.

Правда Кокорич всё обещает маленький РБ для мусоросатов. В это я ещё могу поверить. Вернее, я могу поверить в его конкурентов.
   94.094.0
KZ Верный союзник с Окинавы #15.11.2021 21:15  @Полл#15.11.2021 20:30
+
-1
-
edit
 
Полл> Если установить на "Протон" справедливую цену, которая ДОЛЖНА быть в разы дороже "Фалькона". Кстати, субсидии "СпейсИксу" в цене "Фалькона" как будем учитывать? :)

ЦиХу последнее несколько лет компенсируют все долги из бюджета за просто так для "финансового оздоровления предприятия". Это будем учитывать?

Бесплатные НИОКР и доставшаяся от СССР производственная линия Протонов тоже учитывается?

zaitcev>> и надёжнее устаревших ракет вроде Протона,
Полл> Главное, правильно считать эту статистику.

А тут как не верти.

Полл> Те заказчики, у кого есть возможность - покупают "Атлас 5" или "Ариан-5", или "Протон", или китайскую РН.

Протоны уже не продаются и не производятся, Ariane-5, ЕМНИП, тоже, Atlas-V жутко дорог и не использовался никем кроме госструктур США, а китайские РН за пределами КНР не используются ни для чего, кроме мелочёвки из ЮВА.

Полл> Будь у нас свободный рынок запусков - на "Фальконе" уже бы прописался свой РБ, который бы обеспечивал в том числе вывод на ГСО.

Угу, чтобы сделать пуск дороже на десятки миллионов долларов.

Напомню, что пуск Союза-2 с РБ и без РБ отличается на 13,5 миллионов долларов. И это ради мелкого Фрегата, не говоря про более тяжёлые ДМ-ы.
   2121
KZ Верный союзник с Окинавы #15.11.2021 21:23  @Полл#15.11.2021 19:34
+
-
edit
 
Полл> Цена. Этот насадок сделан из ниобия, как я понимаю.

Не вижу в насадке какого-то чуда.

Охлаждение там аблятивное, кстати:

"Not regeneratively cooled; used a rubber modified silica phenolic ablative at the combustion flame front."

Ещё он имеет 8,84 атм давления в камере сгорания - больше, чем у Фрегата!

Кол-во перезапусков неограниченно.

AJ10-118K

AJ10-118K //  www.astronautix.com
 

Полл> И требовала для своего размещения на РН переходника под свое сопло.

Не проблема. Как будто ракетные ступени без переходников соединяются.

Полл> А то, что более половины запусков "Атласа-5" идет в модификации без ТТУ, модели 401 и 501 - оно просто случайное совпадение. :)
Полл> И что самая мощная на сегодня модель 551 имеет буквально 11 пусков - все государственные, почти все - оборонка.
Полл> Как и то, что самая дешевая по кг ПН на орбите "Дельта-4" - Heavy, оказалась запредельно дорогой, и закупается по сути лишь под госпрограммы, по факту - под оборону.
Полл> Все это череда необъяснимых совпадений и корпоративных дрязг. :)

Это череда слияний космических подразделений LM и Boeing.

Что вы сказать-то хотите?

Полл> И как ты сам видишь, вся суета с РН за следующие более полувека принципиально характеристики средств вывода не улучшила.

Улучшила.
   2121
KZ Верный союзник с Окинавы #15.11.2021 21:26  @Naib#15.11.2021 20:39
+
+1
-
edit
 
Naib> Фокус в том, что Протон с Бризом может спутник и на ГСО затащить за несколько часов и фактически за те же деньги. Но эту опцию давно не используют. Да и типичные пуски Байконура - ГПО-1500, а Канаверал - ГПО-1800. И шота заказчиков устраивает недолёт в 300 м/с и более (и куча времени и ресурса двигателя спутника для его компенсации).

За те же деньги, но не ту же ПН.

Уверяю, если бы можно было выкинуть из Протона РБ за десятки лямов долларов, и долететь при этом на ГПО - так бы и сделали.
   2121
RU Полл #15.11.2021 21:41  @Верный союзник с Окинавы#15.11.2021 21:26
+
-
edit
 

Полл

координатор
★★★★★
В.с.с.О.> Уверяю, если бы можно было выкинуть из Протона РБ за десятки лямов долларов, и долететь при этом на ГПО - так бы и сделали.
Когда делали Протон - задача ставилась долететь до ГСО.
Нынешний "Фалькон" и до стандартной ГПО-1500 не дотягивает.
А значит стоимость вывода просто переложили с самой РН+РБ на ИСЗ, чья ДУ для довыведения будет дороже, или в случае электроракетных движков - вывод будет дольше, соответственно меньше будет время работы КА по целевому назначению.
   93.093.0
RU Полл #15.11.2021 21:46  @Верный союзник с Окинавы#15.11.2021 21:15
+
-
edit
 

Полл

координатор
★★★★★
В.с.с.О.> Протоны уже не продаются и не производятся, Ariane-5, ЕМНИП, тоже, Atlas-V жутко дорог и не использовался никем кроме госструктур США, а китайские РН за пределами КНР не используются ни для чего,
В целом: каждое заявление не соответствует действительности.
Ты гуглением за две минуты найдешь как коммерческих заказчиков на "Атлас-5", обеспечивших этой ракете большую часть ее пусков, так и коммерческих заказчиков на китайские ракеты - а так же упорные и огромные затраты США на блокировку ее распространения на коммерческом рынке, ну и все остальное - включая коммерческие запуски "Протона-М", чья эксплуатация на сегодня будет длиться как минимум до 2025 года.
   93.093.0
+
-
edit
 

Полл

координатор
★★★★★
zaitcev> Это просто чепуха на постном масле. фантазии времён Холодной Войны, когда деньги не считали.
Это означает, что вывод с нынешних ГПО-1800 и ГПО-2250, до куда способен добраться "Фалькон", на себя должен брать сам КА.
Что никак не идет КА на пользу.
   93.093.0
BY Naib #15.11.2021 22:00  @Верный союзник с Окинавы#15.11.2021 21:26
+
-
edit
 

Naib

аксакал

В.с.с.О.> За те же деньги, но не ту же ПН.
В.с.с.О.> Уверяю, если бы можно было выкинуть из Протона РБ за десятки лямов долларов, и долететь при этом на ГПО - так бы и сделали.

Ачотакова?! :D

Морской старт с экватора. Оттуда Протон уделывает даже Дельту по ПН.
И РБ стоит совсем не десятки лямов.

Да и вообще - посчитай-ка ХС. ;)
   95.0.4638.6995.0.4638.69

Полл

координатор
★★★★★
Naib> И РБ стоит совсем не десятки лямов.
Ну вообще-то даже дешевый "Фрегат" - под десятку стоит:

Изготовление и поставка разгонного блока "Фрегат" с переходным отсеком для запуска космического аппарата "Смотр-Р1" | Москва | тендер №0995000000220000011 лот №1

Закупка (тендер) Изготовление и поставка разгонного блока "Фрегат" с переходным отсеком для запуска космического аппарата "Смотр-Р1" от 27 марта 2020 ✮ Москва ✮ Заказчик ГОСКОРПОРАЦИЯ "РОСКОСМОС" ✮ 636821450 руб. ✮ Открытый конкурс //  synapsenet.ru
 
   93.093.0

Naib

аксакал

Полл> Ну вообще-то даже дешевый "Фрегат" - под десятку стоит:

Не "стоит", а "сумма контракта" между двумя монополистами. Которая к истинной цене имеет довольно далёкое отношение.
   95.0.4638.6995.0.4638.69
+
+2
-
edit
 

Полл

координатор
★★★★★
Naib> Не "стоит", а "сумма контракта" между двумя монополистами. Которая к истинной цене имеет довольно далёкое отношение.
"Да какой ты рыцарь?!! - Какой есть!" (© м/ф "Шрэк") :)
Могу поискать нынешнюю цену на "Центавр", там точно десятки миллионов долларов будут. :D
   93.093.0
+
+1
-
edit
 

zaitcev

старожил


Полл> Могу поискать нынешнюю цену на "Центавр", там точно десятки миллионов долларов будут. :D

Там один RL-10 был около 25 миллионов долларов в ценах до байденфляции.
   94.094.0
KZ Верный союзник с Окинавы #16.11.2021 05:29  @Полл#15.11.2021 21:46
+
-
edit
 
Полл> В целом: каждое заявление не соответствует действительности.

Соответствует.

Полл> Ты гуглением за две минуты найдешь как коммерческих заказчиков на "Атлас-5", обеспечивших этой ракете большую часть ее пусков, так и коммерческих заказчиков на китайские ракеты - а так же упорные и огромные затраты США на блокировку ее распространения на коммерческом рынке, ну и все остальное - включая коммерческие запуски "Протона-М", чья эксплуатация на сегодня будет длиться как минимум до 2025 года.

Угу, аж около 10 пусков, и это за два десятилетия...

Китайские ракеты, тем не менее, успеха не сыскали.

А производство Протонов закрыто, ещё в 2018 году под пафосные речи генерального.
   2121
KZ Верный союзник с Окинавы #16.11.2021 05:31  @Naib#15.11.2021 22:00
+
-
edit
 
Naib> Ачотакова?! :D

А действительно.

Naib> Морской старт с экватора. Оттуда Протон уделывает даже Дельту по ПН.

Да давай сразу уж на НОО Протон забрасывай, делов-то.

Naib> И РБ стоит совсем не десятки лямов.

Стоит десятки лямов. Для заказчика Союз-2 без РБ - 35 лямов, с РБ - 48,5 лямов.

"Главкосмос пусковые услуги" раскрыла стоимость запуска ракеты "Союз 2.1"

Доставка 1 кг груза с помощью ракеты будет стоить $20-30 тыс. //  tass.ru
 
   2121
KZ Верный союзник с Окинавы #16.11.2021 05:33  @Полл#15.11.2021 21:41
+
-
edit
 
Полл> А значит стоимость вывода просто переложили с самой РН+РБ на ИСЗ, чья ДУ для довыведения будет дороже, или в случае электроракетных движков - вывод будет дольше, соответственно меньше будет время работы КА по целевому назначению.

Для ИСЗ довыведение означает лишь увеличение размера топливного бака.
   2121
1 2 3 4 5

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru