МАКС-2003: краткое описание и впечатление.
МАКС-2003, безусловно, для меня был событием года. Сразу не понравилось, что у меня получится быть не больше 1 раза там, да ещё и в жуткой толкучке, ибо поехал я в субботу, а это значит, что народ будет ломиться на МАКС, как умалишенный. К тому меня немного напугали меры безопасности. Ну да ладно, подъехали без проблем к Раменскому. Подом долго блуждали около ж/д, пытаясь выехать в Жуковский (могли бы нормальную дорогу указать, уже сколько раз путались :angry: ) , после чего нас не доезжая Жуковского таки-тормахнули. С ностальгией вспоминаю прошлый МАКС, когда мы носились по Жуковскому на авто, пытаясь найти вход. Тормазнули так далеко, что пришлось до входа пройти километра полтора-два (не раз на подъёме в Гжели в воскресенье, где был легкоатлетический пробег, когда мои ноги окончательно «вставали» и я держался за соперником на одной воле, я вспоминал этот МАКС, на котором и так относительно слабые мои ноги очень устали за день до соревнования). Найти дорогу было легко: к аэродрому ЛИИ тянулась огромная толпа, изрядно мешая машинам со спецпропусками и просто «договорившимся» с милицией. Вскоре мы пришли на второй вход, что возле ворот с красноречивым значком Ил, объясняющим, кому принадлежит огромный ангар за забором и почему на стоянке стоят не только Ил-76 и довольно редкий Ил-114, но и такой облезлый реликт, как Ил-102. Дальше было неприятное удивление. Впрочем, это удивление можно было спрогнозировать. Народу на МАКС пришло много и потому очередь на «тайном» входе можно сравнить только с очередью на главном вхоже на прошлом МАКСе. Дальше мы на удивление легко купили билеты, как оказалось, по степени защиты напоминающие деньги (и ворсинки разноцветные и линия металлическая…) и пошли на штурм автобуса . Естественно, нас перед этим проверили, заставив раскрывать сумки (у меня там, как у всякого уважающего себя террориста были взрывающиеся зонтики и бутерброды, пропитанные нитроглицерином). Потом толпа с трудом впрыгнула в подошедший автобус, причём мой брат (ака Мумия), как показалось, проявил завидную оперативность и быстро впрыгнул в автобус. Потом оказалось, что его всего лишь туда затолкали другие. Зачем этот автобус нужен, никто не знает. На прошлых МАКСах этот участок спокойно проходили пешком. Я было уже надеялся, Что дальше никаких проблем у нас не будет, но… тут оказалось, что и здесь ещё досматривают. Причём досматривают интересно. У мужика впереди меня зачем-то долго рассматривали видеокамеру, прося показать «кассету» (?). А у моего брата посмотрели в бинокль. Перед этим минут сорок пришлось простоять в очереди. Кто-то около нас вопил, что он тут уже полтора часа стоит, хотя это вряд ли. После этого, наконец-то свобода! Кто-то к этому времени уже летал (правда, что-то было не так либо с нашей программой полётов либо с программой полётов МАКСа) . Потом через большой промежуток времени появились И-15 и ДИТ. Кто из них кто я до конца так и не понял. Но, похоже, ДИТ – это серебряно-красный, с двойным управлением. Немного пошатавшись по экспозиции мы пошли смотреть полёты. Народу было меньше, чем я ожидал. Но на этот раз сначала толпа стояла, отделяемая милиционерами от ВПП намного дальше, чем раньше. Впрочем, к концу дня она продвинулась на несколько сот метров к самым динамикам, как в прошлый раз. Вскоре начали летать пилотажные группы. Сначала появились макаронники и поставили такую дымовую завесу, что стало даже темнее. Выступление их мне очень понравилось. Оно отличалось быстротой, малыми дистанции (хотя, как потом я заметил, дистанции у них были такие же большие, как и у Руси или Витязей, только вот шли они этажеркой и потому дистанции казались меньше), у них не было застоя, как у Руси, или Витязей, пока одна группа уходила на вираж, другая что-то выполняла. Конечно, в их копилку много симпатий добавляли и цвета дымов (по которым, впрочем, я бы сказал, что группа из Ирландии, у них красный цвет был какой-то дистрофично-оранжевый). Да и вообще, встречный пилотаж, проходы на минимальной высоте и т.д. были просто поразительны. Хотя к концу они немного поднадоели. Я плохо помню, кто летал непосредственно после них, но после макаронников, наверное, следует рассказать о выступлении Патруль де Франс. Эта семёрка мне понравилась больше всего. Потрясающие перестроения, встречный пилотаж… В общем, неописуемо. А какой разрывной снаряд они в сердце запульнули!
И, кстати, в отличие от итальянцев, они ни разу не разваливались. На этом фоне выступление Стрижей и Витязей (последних я плохо достаточно видел) выглядело несколько скучно, но, с другой стороны, понятно, что это – настоящие боевые машины массой в 15-20 тонн, на которые нужно только навесить вооружение, залить топлива и – в бой! А итальянцы и французы выступали хоть на штурмовиках, но и на штурмовиках-то липовых, совсем не Су-25. К тому же, наши хоть и сбились немного на виражи, не очень эффектные, но зато выполняли их практически над зрителями, а не уходили чёрте-куда, как иностранные группы. У Стрижей мне запомнилось перестроение в ходе виража и то, как они прошли перед зрителями почти без интервалов. Я был в шоке, когда увидел, как крайний с права закрыл своим хвостом нос замыкающего. А вот Русь….Если коротко, то они выглядели просто позорно на фоне иностранцев. С прошлого МАКСа без изменений осталась вся программа, вплоть до слов диктора, хотя появление иностранных групп казалось бы обязывало придумать Руси что-нибудь новое и интересное.
Ещё очень интересное выступление на МАКСе – выступление КА-50. Летали они хоть и не очень синхронно, но зато чего стоит уже упоминавшаяся кем-то на Базе «воронка» и полёты боком! Жаль, не увидели петли Нестерова в исполнении Ка-50 и потрясающего выступления Ми-34. К сожалению, из нового у Камова – только Ка-60, да и он не показал ничего интересного, всё же транспортник, зато вот Ми-171 летал очень красиво, чем хоть как-то скрасил отсутствие Ми-28, в пользу которого активно задвигают Ка-50 (а жаль).
К сожалению, вся программа Сухого практически не изменилась с прошлого МАКСа. К сожалению, я умудрился просмотреть Витязей и пилотаж Аверьянова на Су-30 и вообще почти всю программу Сушек.
Вообще, ничего сверхнового в пилотаже не появилось. Только вот когда делал «колокол» какой-то самолёт (тьфу, забыл, Миг или Су) я удивился, как долго он «стоял» на хвосте. В этот раз особенно понравился пилотаж Чмаля, хотя наши, ПМСМ, здесь немного зациклились на восходящей абракодабре. Некоторое разнообразие принёс в пилотаж F-15, но при всём явно не здоровом интересе к нему зрителей, он летал относительно просто, на больших скоростях, да и что делал, делал как минимум, не лучше наших. Вот возьмём взлёт, например. Анонсировался супер-быстрый взлёт. Самолёт разгоняется-разгоняется…разгоняется-разгоняется и взмывает в небо свечой. Да уж, на прошлом МАКСе Миг-29 взлетал после метров 60 разгона с трамплина. Впрочем, похоже пилот специально набрал скорость, намного большую чем взлётная до отрыва. Да и свечкой он ушёл не лучше, чем Чмаль на своём Су-31 с намного меньшей тяговооружённостью. Потом он с грохотом не раз проходил перед трибунами, оглушая уже привыкшие к не очень сильному шуму двигателей летящих на скорости сваливания наших истребителей, уши. Конечно, всё это очень эффектно и быстро, но… Самой интересной задумкой был, ПМСМ, в его пилотаже, двойной имельман, который мог кого-то удивить 25 лет назад, но сейчас является относительно лёгкой фигурой для истребителей с большей единицы тяговоружённостью, как Су и Миг. К слову, сегодня я его выполнил на 2-м Густаве в Ил-2, предварительно разогнавшись до 450 км/ч.
Не соглашусь, что после кренделей на вертолётной скорости Су-30 F-15 выглядел коровой. Скорее, на бешенную корову, мчавшуюся туда-сюда перед специально собравшимися посмотреть на неё зрителями. Тут ещё надо упомянуть, про комментарии к его полёту. Разговор о них уже, похоже на форуме начался. Как ни странно, при всей своей тенденциозности они мне понравились куда больше, чем крики в стиле «Царь-батюшка, Русь-матушка, а больше ничего», или как это у Некрасова. Когда смотришь на F-15 хоть понятно, что он будет делать. И комментарии чёткие, понятные, без лишних художественных изысков.
Но, конечно, лучший пилотаж, как обычно (впрочем, этот пилотаж был полной копией пилотажа на прошлом МАКСе) показал Су-30 с УВТ. Как он делал переворот на горке на скорости, в разы меньшей скорости сваливания того же F-15! Как он делал «кульбит», он же чакра не помню кого. А его парашютный спуск с шлейфом клубящегося дыма! Неописуемо!
Ещё порадовал довольно резво летавший обвешанный «массово-габаритными макетами» (а может, и не массово) Су-34. Для истребителя-бомбардировщика – просто потрясающе.
Конечно, я получил удовольствие. Огромное. И, конечно, приеду на следующий МАКС. Но, как говорится, за державу обидно. Обидно за то, что кроме иностранных самолётов не появилось принципиально ничего нового. Обидно за то, что через ещё пару салонов просто нечего будет показывать нового. Обидно и за Витязей, что так и не получили обещанные самолёты. Особенно обидно, что надежд на получение ВВС таких прекрасных самолётов, как Су-30 с ВТ, или Миг-29М2 вообще нет, что ВВС вообще не летают и в ближайшие 5 лет наверняка не станут боеспособной силой. Остаётся надеяться только на чудо. А как показывает история с Ан-225, чудеса случаются, если очень захотеть.