Bell> Я тоже совершенно уверен, что Аполлоны "медленно проворачивались" во время полетов на Луну. Но для предотвращения перегрева, вернее - для равномерного нагрева, которым можно было управлять.
Bell> Но о переохлаждении, о котором вещает Афон не может быть и речи
На форуме iXBT Hardware BBS в 2003 г был ценный кадр - Гош, у него есть сайт
@MAIL.RU: почта, поиск в интернете, новости, работа, развлечения. Почта @Mail.Ru — бесплатная почта №1
На нем он излагает ту же версию, что и Вы
___________________________________________________________
Неувязка первая: вспомогательные движки и нагрев ЛМ
Суть неувязки:
КК "Аполлон" вращался в полете, чтобы избежать перегрева определенных систем корабля и ЛМ. В то же время эта проблема с перегревом чудесным образом испарялась после прилунения.
Обоснование:
Как известно, на ЛМ стояли четыре блока (по четыре движка в блоке) двигателей R-4D системы ориентирования и стабилизации (RCS) производства фирмы «Marquardt». Точно такие же движки для этих же целей использовались и для КК «Аполлон».
Ниже приводится статья с Encyclopedia Astronautica:
Designer: Marquardt. Application: Apollo LM, Leasat, Insat, HS 393, Milstar, Intelsat 6, Italsat, Eurostar. Used on stages: IABS, Jarvis-3. Used on launch vehicles: Atlas II, Jarvis. Used on spacecraft: HS 381, HS 393, HS 601. Propellants: N2O4/MMH Thrust(vac): 49 kgf. Thrust(vac): 0.49 kN. Isp: 312 sec. Mass Engine: 4 kg. Diameter: 0.28 m. Length: 0.55 m. Chambers: 1. Chamber Pressure: 6.84 bar. Area Ratio: 164.00. Oxidizer to Fuel Ratio: 1.65. Thrust to Weight Ratio: 13.74. Country: USA. Status: In Production. First Flight: 1991. Last Flight: 1998. Flown: 20.
Developed as an attitude control thruster for the Apollo's Service and Lunar Module. Each unit for the modules employed four quadruple clusters. Approximately 800 were built. The thruster is currently employed in the R-4D-10 version of the U.S. Navy's Leasat, R-4D-11 by Insat 1 and Arabasat 1, R-4D-12 by HS-393, Milstar, Intelsat 6, Italsat, and Olympus and Eurostar.. Manufacturer: Kasier Marquardt. Application: apogee/perigee maneuvers, orbit adjust, and attitude control. First Flown: February 1966 (Apollo 201). Number Produced: about 800. Dry Mass: 3.63 kg. Length: 55.41 cm. Maximum Diameter: 27.94 cm. Mounting: fixed. Engine Cycle: pressure-fed. Propellants: hypergolic nitrogen tetroxide and MMH or hyrdazine which was pressure-fed at 0.05 kg/sec fuel and 0.091 kg/sec oxidizer at atm. Mixture Ratio: 1.65 (1.0 - 2.4 range). Thrust: 490 N vacuum standard. Isp: 312 sec vacuum standard. Expansion Ratio: 164:1. Chamber Pressure: 6.84 atm. Combustion Chamber: a single chamber/nozzle of welded coated columbium (niobium), radiatively and film-cooled, controlled by an on/off solenoid, and a multiple doublet injector with hypergolic ignition.. Burn Time: up to 1 hour continuous with a 2.67 Ns min impulse bit.Used in Jarvis-3; IABS.
В то же время есть следующая информация по программе «Союз-Аполлон»:
Эти самые движки на КК «Аполлон» НЕ ВЫДЕРЖИВАЛИ НАГРЕВА прямыми солнечными лучами и эта особенность доставила массу неприятностей нашим инженерам. Вот что об этом пишет В.П. Легостаев в книге «Союз и Аполлон» (под ред. Бушуева, Изд. Политической литературы, М., 1976 г), стр 110:
«Космический корабль «Союз» нуждается в том, чтобы панели его солнечных батарей смотрели на Солнце. При такой ориентации блоки реактивных двигателей корабля «Аполлон» попадали в тяжелые тепловые условия …/----/ Пробовали раскрутить всю состыкованную систему после ориентации на Солнце. Провели расчеты и нашли положение устойчивого равновесия. Но, к великому сожалению, оно не совпало с нужной нам ориентацией. При вращении же вокруг оси, перпендикулярной плоскости солнечных батарей, система начинала беспорядочно кувыркаться в пространстве.
Вспомнили, система двигателей ориентации корабля «Аполлон» не выдерживает долгого прямого попадания солнечного света. Повернули ось вращения на 35 градусов…»
Выделено мной
Возникает вопрос:
тогда почему ЭТИ ЖЕ САМЫЕ движки совершенно спокойно ставились на ЛМ и выдерживали многосуточное пребывание под прямыми лучами Солнца на Луне? А если они были модифицированы - тогда почему их не поставили заодно и на Аполлон?
Начинаем разбираться. Что говорит по поводу причин вращения НАСА?
[Strong, unfiltered sunlight, with its large infrared component, heats one side of the spacecraft. Meanwhile, the great heatsink of deep space chills the other side as energy is radiated away at infrared wavelengths. The story is told in the excellent book, Apollo: The Race to the Moon, by Murray and Cox, of the difficulties the spacecraft designers were having with the heatshield material around the Command Module, trying to make it withstand extreme cold as well as heat. Joe Shea, a brilliant and intuitive engineer who was the NASA chief overseeing the CSM's difficult birth, asked how long it took for the heatshield to cool to the point where it began to crack and flake. The answer of thirteen hours prompted him to suggest that they simply keep changing the spacecraft's attitude by rotating it slowly in the sunlight. The maneuver which resulted was PTC or Passive Thermal Control, dubbed by many the 'barbecue' mode.]
[The integrity of the heatshield is not the only reason for PTC. The RCS quads, SPS propellant tanks and the structure, propellant and battery systems of the LM also needed to be evenly heated or cooled.]
The Apollo 15 Flight Journal - SPS Troubleshooting and the PTC.htm
Ага ситуация проясняется. В еще худшую сторону для НАСА:
Оказывается, корабль крутился не только из-за движков RCS, но перегрева боялись также и батареи и топливные баки ЛМ (топливные системы, если перевести дословно). С батареями после посадки на Луну проблема решалась тем, что включалась активная система терморегуляции, основанная на сублиматорах. Охлаждающие контуры были подведены к батареям.
Видите голубые панели (cold plates) на диаграмме (1):
___________________________________________________________
Видите, Гош, также как и Вы видит проблему в перегреве на Солнце.
Хотя Гош немного грешит, ведь цитата от НАСА
The RCS quads, SPS propellant tanks and the structure, propellant and battery systems of the LM also needed to be evenly heated or cooled.
Означает, что перечисленные системы боялись РЕЗКИХ ПЕРЕПАДОВ температуры, дословно нуждались в равномерном обогреве или охлаждении (needed to be evenly heated or cooled.)