Этот текст почти целиком написан Тимофеем. Я его только чуть подредактировал и запостил.
В авиации общего назначения стран Запада наиболее популярным вертолётом является Bell-206; в областях военного применения не менее массово присутствуют различные варианты UH-1 (Bell-204/205/212). Эти аппараты отличаются довольно высоко расположенным двухлопастным несущим винтом на длинной колонке.
Итак, почему у западных легких вертолетов такая высокая колонка?
Чаще всего на этот вопрос можно услышать ответ, что это сделано для безопасности людей, находящихся рядом с вертолетом. Подняв несущий винт выше, конструкторы сделали так, что человек может стоять во весь рост под вращающимся винтом, не опасаясь быть задетым даже в случае отклонения винта от конструктивной плоскости вращения (например, согласно отклонению ручки управления или под действием внешнего потока - ветра).
Но это будет не полный ответ на вопрос. Вторая часть ответа более сложна и кроется в улучшении управляемости вертолетов, имеющих несущие винты с совмещенными горизонтальными шарнирами. Для представления особенности таких несущих винтов удобнее всего будет рассмотреть работу обычного несущего винта (НВ) с разнесенными горизонтальными шарнирами (ГШ).
Обычные многолопастные НВ имеют горизонтальные шарниры, которые отстоят на некотором расстоянии от оси вращения винта – так называемый разнос ГШ. Это вынужденное конструктивное решение имеет побочный эффект, который выражается в положительном влиянии на управляемость вертолета.
Рассмотрим две противоположные лопасти несущего винта на режиме висения вертолета.
Как видно, лопасти отклонились вверх на некоторый угол, называемый углом конусности несущего винта. Это угол отклонения одинаков по обе стороны винта (у обеих лопастей), т.к. на них действуют одинаковые силы.
А теперь представим, что пилот отклонил ручку управления, желая наклонить вертолет и начать горизонтальный полет. Наша картина с положением лопастей изменится: через систему управления и автомат перекоса команда пилота поступит на лопасти, увеличив углы установки на одной стороне НВ и уменьшив на другой. В соответствии с этим, угол взмаха лопасти на одной стороне винта станет больше, а на другой меньше, из-за разницы подъемных сил.
Эта разница и наклоняет вертолет в нужную сторону, как того желал пилот. Но… не только она.
Если на режиме висения вертолета положение лопастей было симметричным и результирующие силы от противоположных лопастей сходились на валу в одной точке, то при их отклонении результирующие силы "расходятся вдоль оси" – пересекают вал винта в разных местах (см. Рисунок 2). А это создает дополнительный момент, наклоняющий вертолет в нужную сторону. Т.е. вертолет начинает лучше реагировать на управление.
Наглядно механизм действия разноса горизонтальных шарниров и перемещения результирующих сил при отклонении лопастей можно продемонстрировать на простом примере. Для этого нам понадобится карандаш и нитки. Возьмем две нитки и привяжем каждую одним концом к карандашу. Карандаш у нас будет изображать вал несущего винта, а нитками мы сымитируем действие результирующих сил от двух лопастей. Положим карандаш на стол так, чтобы нитки были по разные стороны от него: слева и справа. Совместим узелки, которыми нитки привязаны к карандашу, вместе как можно плотнее – это будет режим висения вертолета, когда результирующие силы лопастей встречаются на валу в одной точке. Потащим за ниточки в разные стороны. Как видим, карандаш никуда не поворачивается (если мы тянем с одинаковой силой и узелки плотно совпадают). Так происходит на вертолете: силы уравновешивают друг-друга. Теперь немного, на один-два миллиметра, раздвинем узелки на нашем карандаше. Потянем ниточки и сразу же получим то, что карандаш поворачивается вслед за нитками. Так и несовпадающие результирующие силы от лопастей поворачивают вал, а за ним и вертолет.
Как можно легко убедиться, чем больше мы разносим узелки, тем лучше поворачивается карандаш. Так же происходит и на вертолете: чем на большее расстояние расходятся результирующие силы от лопастей, тем лучше управляется вертолет, т.е. лучше реагирует на команды пилота.
В реальности величина разноса горизонтальных шарниров, которая и определяет насколько разойдутся силы, составляет всего несколько процентов от радиуса несущего винта. Но и этого оказывается достаточно, т.к. силы от лопастей очень большие – тысячи и десятки тысяч кгс.
Но вернемся к несущим винтам с совмещенными горизонтальными шарнирами, которые имеют большинство легких вертолетов. В их случае ГШ объединены в один шарнир, находящийся на оси вала винта. Таким образом у них отсутствует какой-либо разнос ГШ и результирующие силы лопастей всегда сходятся в одной точке на валу – добавки к управлению, которую мы рассмотрели выше, нет. Чтобы компенсировать ее отсутствие, конструкторы увеличили высоту колонки несущего винта. Т.е. увеличили расстояние от втулки НВ до центра масс вертолета, или плечо действия аэродинамических сил.
Вертолет стал выше, но у него улучшилась управляемость: при сохранении силы большее плечо ее действия дает больший момент.
Я так думаю. ©Фрунзик Мкртчян в фильме «Мимино»