Журнал "Экспорт вооружений"
10 мая 2004 года
№2'2004 (март-апрель)
Передача индийским ВМС третьего фрегата пр. 11356
Константин МАКИЕНКО
Девятнадцатого апреля на военно-морской базе в Балтийске состоялась официальная церемония передачи индийскому флоту третьего фрегата проекта 11356 Tabar. Это событие завершает выполнение первой и на сегодня самой крупной постсоветской кораблестроительной программы. Другими такими крупнейшими, но на сегодня незаконченными программами являются строительство двух эсминцев проекта 956ЭМ для КНР на 1,4 млрд долл., и переоборудование авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» для индийских ВМС на 700 млн долларов. Четвертый проект – достройка в интересах ВМС НОАК двух эсминцев пр. 956Э – является постсоветским лишь отчасти, а его стоимость уступает индийскому контракту на фрегаты. Легко заметить, что все эти программы выполняются в интересах иностранных флотов. ВМФ России в части МСОН это время осуществлял лишь ремонт и достройку заложенных еще в советское время кораблей. Единственный проект, осуществляемый в интересах собственно российского ВМФ – строительство на «Северной верфи» корветов проекта 20380 – гораздо менее масштабен (официально заявленная стоимость одного корабля – 1,8 млрд рублей) и, похоже, финансируется крайне неритмично.
Вместе с большой программой разработки и производства истребителей Су-30МКИ постройка фрегатов Talwar-class является весьма показательной для характеристики российско-индийского ВТС. Можно отметить следующие особенности выполнения этого корабельного контракта:
Российская промышленность сумела построить целую, пусть и небольшую, серию кораблей, находящихся на самом высоком мировом технологическом уровне;
в результате выполнения контракта разработаны и запущены в серийное производство ряд новейших систем корабельных вооружений, среди которых выделяются артиллерийская установка А-190 и ЗРК «Штиль-1»;
как и в случае с программой Су-30МКИ, высокие технологические требования и напряженные финансовые условия оплаты привели к срыву графика выполнения контракта и возникновению технических проблем на этапе испытаний первого образца;
вокруг выполнявшего заказ Балтийского завода стала складываться корпоративная структура (Балтийская объединенная судостроительная компания – БОСК), вероятно, наиболее перспективная в российском судо- и кораблестроении.
Пожалуй, главное отличие программ Су-30МКИ и фрегатов пр. 11356 заключается в отсутствии лицензионного производства кораблей этого класса на индийских верфях. До известной степени эквивалентом такого лицензионного производства можно считать программу строительства индийских фрегатов Nilgiri-class пр. 17 . Кроме того, нельзя исключать, что если полученные Индией корабли хорошо зарекомендуют себя, индийский флот все же построит некоторое их количество на национальных предприятиях.
Присутствовавшие на церемонии поднятия флага старшие офицеры индийского флота констатировали факт задержки в графике выполнения контракта, были упомянуты и проблемы с ЗРК «Штиль-1». Однако индийские представители отметили, что в целом они более чем удовлетворены сроками строительства совершенно новых кораблей, которые не эксплуатировались ни одним флотом мира, включая и российский ВМФ. Заметим в связи с этим, что с момента заключения контракта в ноябре 1997 года и до сдачи третьего корабля в апреле 2004 года прошло 6,5 лет, срок действительно вполне приемлемый для постройки с нуля серии кораблей фактически совершенно нового проекта.
Индийскими офицерами также отмечалось, что российские разработчики нашли решение проблемы «Штиля-1» в минимально возможные сроки. В целом в неформальных беседах представители индийских ВМС признавали, что российская промышленность и флот, а также индийские команды сделали максимум возможного в имевшихся финансовых и временных обстоятельствах. По всей видимости, заказчик изначально вполне отдавал себе отчет, на какие технические риски идет, выбирая проект корабля, насыщенного качественно новыми системами вооружения и не апробированный в эксплуатации.
Тем не менее проблемы соблюдения сроков выполнения контрактов и обеспечения качества техники, которые возникли и с истребителями Су-30МКИ, и с фрегатами пр. 11356, еще окажут серьезное негативное влияние на позиции российских экспортеров на индийском рынке. Очевидно, что систематические сбои такого рода ухудшают переговорные позиции России при обсуждении ценовых параметров будущих сделок. Ужесточаются требования индийской стороны и по возможному санкционированию россиян в случае новых срывов по графику. Так, при обсуждении контрактов на поставку в Индию МиГ-29К индийская сторона уделила особое внимание необычайно высоким штрафным санкциям, которые грозят РСК «МиГ» в случае срыва сроков выполнения контракта.
Присутствовавшие на церемонии передачи представители ВМС Индии заявили, что флот не исключает возможности закупки новой партии фрегатов пр. 11356. Однако до размещения нового заказа флот хотел бы получить опыт использования этих кораблей и, возможно, внести коррективы в проект. Действительно, считается, что индийский флот испытывает нехватку эскортных кораблей, которая еще более обострится после достижения операциональной готовности авианосной группы во главе с бывшим «Горшковым». Постройка национальных индийских фрегатов пр. 17 сталкивается со значительными техническими трудностями и отсрочками и пока не может удовлетворить потребности индийских ВМС. В целом можно надеяться, что Балтийский завод получит в течение 2005 года новый контракт на постройку еще трех кораблей такого класса. В связи с этим актуальной становится задача скорейшего разрешения конфликта между Балтийским заводом и разработчиком ЗРК «Штиль-1» «Альтаиром», которые выступили со взаимными финансовыми претензиями в связи с неудачными пусками «Штиля-1» в мае 2003 года.