Российский экспорт морских вооружений: конкуренция обостряется, надежда остается.
Корабли заменят самолеты
В предыдущие годы в структуре российского экспорта вооружений превалировала авиация. Но похоже, что эпоха доминирования авиационной техники подходит к концу, и в ближайшие годы российский экспорт будет базироваться на военно-морских вооружениях. Главная причина роста экспорта в том, что китайский и индийский спрос на российскую авиационную технику сейчас в апогее, а на военно-морскую приближается к своему пику, который наступит в ближайшие 3-4 года. Максимум российских поставок пришелся на момент, когда экспорт
США, Великобритании и Франции переживает спад, вызванный паузой в поставках в регион Ближнего и Среднего Востока.
В 2002 г.
Россия установила третий подряд национальный рекорд по поставкам вооружений и военной техники (ВВТ), увеличив их отгрузку по сравнению с 2001 г. на 1 млрд долларов, с 3,7 до 4,7 млрд. В российском экспорте ВВТ и военно-морская техника (ВМТ) занимает 15 %. Существующий портфель заказов (только у "Рособоронэкспорта" он рассчитан до 2010 г. и составляет 11,8 млрд долларов) позволяет надеяться, что при отсутствии сбоев в работе промышленности большие объемы отгрузки сохранятся и в ближайшие годы.
Прогнозные оценки показывают, что в период до 2005 г. наиболее активно будут закупаться корветы. Эти небольшие (до 1800-2000 т), неприхотливые в эксплуатации и относительно недорогие корабли лучше всего приспособлены для решения боевых задач мирного времени. Тенденции снижения числа импортеров эскадренных миноносцев показывают, что рост цен на военно-морскую технику, который наметился в начале 90-х гг. и продолжается в настоящее время, поставит непреодолимый барьер при распространении кораблей этого класса. В начале XXI в. возможность приобретать эскадренные миноносцы сохранят только такие страны, как
Китай и, возможно, Индия.
В новом тысячелетии предпочтение руководства стран среднего уровня, по всей видимости, будет отдано закупкам и строительству многоцелевых кораблей класса фрегат, способных решать практически весь круг задач от охраны прибрежных зон до оперативных в составе корабельных группировок на морских и океанских театрах военных действий.
Значительное место на рынке этой техники по-прежнему будет отведено подводным лодкам. Перспективным рынком в этом плане становятся страны Средиземноморья. Это связано с активизацией таких традиционных российских партнеров, как Сирия, Алжир и Ливия.
Подавляющее большинство подлодок строится на верфях России, Германии и Франции. Россия - лидер мирового экспорта подлодок. Сегодня страна строит подводные лодки по проектам 877 и 636. Это одни из самых малошумных подводных лодок. Строится по зарубежному заказу подводная лодка нового поколения "Амур". Предлагаемые на экспорт подводные лодки конкурируют с лучшими зарубежными аналогами, а по ряду характеристик и превосходят их. Кроме современного ракетного и минно-торпедного оружия, средств гидроакустического противодействия, лодки имеют эффективные средства обнаружения. Сейчас разрабатывается несколько модификаций лодок этого типа, в том числе с воздухонезависимыми энергетическими установками.
По оценкам Центра анализа стратегии и технологий (Москва), в настоящее время Россия имеет определенные перспективные рынки для экспорта своих ВВТ с ежегодной емкостью в 600-800 млн долларов на БСВ, около 2 млрд 400 млн долларов в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), по 300 млн долларов в Латинской Америке и Европе. Только в АТР готовы в ближайшие годы купить 17 эсминцев, 65-70 фрегатов, 25 корветов, 40 подводных лодок, 80-85 тральщиков и 70 патрульно-эскортных кораблей на общую сумму 60-85 миллиардов долларов. На этом направлении Россия может заработать до 2005 года более 8 миллиардов долларов.
По данным Центра стратегических исследований в Вашингтоне, Россия тратит на военные НИОКР в 27 раз меньше, чем США, и намного уступает Франции, Великобритании, Германии и Японии.
Россия вооружает Поднебесную
С середины 80-х гг. Пекин, нуждающийся в авианосцах, прорабатывает различные варианты их приобретения. В 1985 году
КНР закупила в Австралии легкий авианосец "Мельбурн", позднее в России - ТАКР "Киев" и "Минск", на Украине - недостроенный ТАКР "Варяг" в целях их модернизации, которая была сочтена нецелесообразной. "Варяг" в марте 2002 года был доставлен на верфь в порту Далянь, где его предполагалось использовать в качестве шаблона для строительства собственного авианосца. Но, как считают западные эксперты, сумев скопировать корпус, китайцы вряд ли смогут построить катапульты.
Российские предприятия продолжают выполнять прежние контракты с Китаем и активно ведут поиск новых. ФГУП "Алмаз" рассчитывает получить еще один контракт на сумму около 1,5 млрд долларов на строительство для КНР ракетных катеров типа "Молния", вооруженных сверхзвуковыми крылатыми ракетами ЗМ-80 "
Москит". В январе 2002 г. "Рособоронэкспорт" подписал контракт на постройку для ВМС
Китая двух эсминцев проекта 956ЭМ общей стоимостью 1,4 млрд долларов. Головным исполнителем контракта было назначено ОАО "Северная верфь". Сумма сделки - 1,4 млрд долларов. Строительство кораблей идет с января 2002 года.
Москва и Пекин подписали специальное межправительственное соглашение о неразглашении деталей совместного сотрудничества. Не так давно Поднебесная купила у "Рособоронэкспорта" партию зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) "
Бук". Но все машины стоят в ангарах - нет запчастей. На просьбу Китая продать их "Рособоронэкспорт" выставил счет, по сумме равный контракту на поставку самих комплексов.
Практически все оставшиеся в России мощности заняты осуществлением китайского заказа на 8 подлодок. Пять из них строят на "Адмиралтейских верфях" Санкт-Петербурга, одну на "Красном Сормово" в Нижнем Новгороде и две на предприятии в Северодвинске. Конечно, Китай пока не откажется от контрактов с Россией. Однако в Пекине с тревогой следят за всеми перипетиями, происходящими с российским вооружением. На рынок Китая рвутся Испания,
Франция, и у Пекина есть возможность выбирать. Китайскую сторону интересует возможность строить корабли своими силами на основе анализа технологий. Выход России на рынок среднего вооружения является положительным фактом, однако не исключено, что каждый построенный или проданный Китаю корабль взращивает Великого Дракона как соперника РФ.
Берег индийский, самый желанный...
Индия - второй после Китая покупатель российских вооружений, причем ей поставляется самое современное оружие, которого нет на вооружении российской армии. Пальма первенства в области ВМТ принадлежит соглашению на поставку индийским ВМС трех фрегатов проекта 1135.6/17. 25 мая 2003 г. со стапеля Балтийского завода в Санкт-Петербурге был спущен на воду последний, третий фрегат из этой серии - "Табар". Ранее на Балтийском заводе были построены два других корабля - "Тальвар" и "Тришул".
Фрегаты проекта 1135.6 строились по чертежам Северного проектно-конструкторского бюро. Основу их ударного вооружения составляет ракетная система "Клаб-Н" (8 унифицированных вертикальных пусковых установок), использующая противокорабельные крылатые ракеты ЗМ-54Э и ЗМ-54Э1. Дальность стрельбы - 220 и 300 км соответственно. Также используются баллистические противолодочные ракеты 91РЭ2 с дальностью стрельбы 40 км. Огневую мощь фрегата дополняет 100-милиметровый автоматизированный артиллерийский комплекс А-190 (скорострельность 80 выстрелов в минуту), обеспечивающий при минимальном времени реакции высокую эффективность стрельбы по воздушным, морским и береговым целям. На корабле предусмотрено базирование противолодочного вертолета
Ка-28 или вертолета радиолокационного дозора
Ка-31. В состав противолодочных средств также входят два торпедных аппарата ДТА-53-956 и реактивный бомбомет РБУ-6000.
С вводом в состав национальных ВМС фрегатов проекта 1135.6 Индия получит возможность эффективного решения широкого круга задач, в том числе - задачу парирования угроз со стороны Пакистана. В дуэльной ситуации с новейшими многоцелевыми подводными лодками "Агоста", поступающими сейчас на вооружение Пакистана, фрегат проекта 1135.6 гарантированно уничтожит вражеские субмарины на предельной дистанции, с которой те не смогут провести пуск торпед. Ну, а в классическом морском бою всего лишь один фрегат проекта 1135.6, используя штатное вооружение, способен разгромить целый отряд пакистанских надводных кораблей.
Однако при всех вышеописанных технических преимуществах в практическом плане на самом деле ситуация сложнее. Поставки кораблей ВМС Индии задерживались. В августе 2002 года между Москвой и Дели возник конфликт из-за того, что поставленный в составе вооружения фрегата ЗРК "Штиль-1" во время испытаний в Индии отказал. По словам заместителя генерального директора ФГУП "Рособоронэкспорт" Виктора Комар-дина, причина этого в электронной несовместимости множества систем, установленных на фрегатах по заявке индийских заказчиков.
Кроме того, "Рособоронэкспорт" должен выплатить 40 млн долларов штрафа за более чем годовую задержку с выполнением индийского контракта. Когда и в какой форме Дели получит эти деньги, пока не ясно. Обсуждаются два варианта: прямое перечисление и включение этих денег в счет оплаты заказа на постройку еще 3 кораблей аналогичного класса.
Затягивание исполнения Москвой контрактных обязательств по фрегатам проекта 1135.6 уменьшает вероятность выигрыша российской стороной нового тендера на поставки Дели еще двух фрегатов на сумму 1 млрд долларов. Этот тендер объявлен в конце 2002 г., в нем участвует и Балтийский завод. Россия могла бы подключиться к начатому на индийских государственных верфях строительству фрегата малой заметности типа 17 (принятие на вооружение - 2006 год), и к работам по достройке эскадренного миноносца типа "Delhi" (проект 15А), однако негативные последствия истории с "Тальваром" скажутся, вероятно, и здесь.
Еще менее радужны перспективы российско-индийского ВТС в сфере подводного флота. Если завершение начатой в 1997 г. модернизации индийских ДЭПЛ типа "Kilo" не вызывает сомнений, то российские предложения о поставках и организации последующего производства в Индии ДЭПЛ типа "Амур-1650" Дели рассматривать отказывается. Зимой 2003 г. стало известно о планах Индии заключить соглашение с Парижем о строительстве в Индии шести ДЭПЛ типа "Scorpene", которые не только не состоят на вооружении ВМС Франции, но даже не прошли морских испытаний. По словам министра обороны Индии Фернандеса, французский проект был выбран на основании анализа результатов тактико-технических данных подводных лодок, а также высокого уровня кораблестроения во Франции.
Проблема в действительности еще глубже. Российские лодки обошлись бы намного дешевле. К тому же французы - давний партнер Пакистана, потенциального противника. Так что здесь две возможные причины: либо российские бюрократы уже неспособны ничего продать, либо индийцы подозревают, что технологическая деградация предприятий ВПК дошла до такого уровня, что для них ничего не смогут построить.
Наконец, третий базовый момент российско-индийского сотрудничества в морской сфере - переговоры о приобретении ТАКР "Адмирал Горшков". Ориентировочная стоимость этих работ на январь 2002 г. - 636 млн долларов. Все технические переговоры с индийской стороной по передаче крейсера завершены в марте 2002 г. К началу 2003 года с "Горшкова" было демонтировано все вооружение, на нем проведена дефектация узлов и систем обеспечения живучести, корабль полностью готов к ремонту и модернизации в соответствии с требованиями ВМС Индии. Как предусматривалось, на крейсере будут базироваться 25-28 палубных истребителей
МиГ-29К и пять вертолетов Ка-28 и Ка-31, будут установлены противокорабельный ракетный комплекс (ПКРК) "Brahmos" и российские зенитные ракетные комплексы малой и большой дальности. Цена контракта, включая авиагруппы из истребителей
МиГ-29 и вертолетов, должна составить порядка 1,5 млрд долларов. Однако к январю 2003 года передача крейсера стала рассматриваться в качестве условия получения Индией других необходимых ей российских вооружений в рамках пакетной сделки из трех элементов на общую сумму 2,5 млрд долларов: получение ТАКР "Адмирал Горшков", аренда двух атомных подлодок типа "Акула" и четырех бомбардировщиков
Ту-22МЗ. Основная проблема - цена крейсера, за который российская сторона запрашивала 700-750 млн долларов. По словам представителей Дели, индийское предложение составляло 500-600 млн долларов.
Однако у индийцев нет альтернативы "Горшкову". Их авианосец "Вираат", бывший британский ветеран фолклендской войны "Гермес", был заложен в 1944 г. и далее 2010 г. не протянет. Ни у кого в мире Индия не сможет купить авианосец с нормальными палубными самолетами, так как их никто не производит на экспорт и не планирует списывать из состава флотов. Индийская программа постройки собственного авианосца с французской помощью пока существует лишь на бумаге. Англичане предлагают Индии авианосец типа "Инвинсибл", который планируется списать примерно в 2005 г. Но это не полноценный авианосец, а судно, оснащенное самолетами вертикального взлета "Харриер" с весьма ограниченными возможностями, а индийские военные хотят авианосец с настоящими самолетами, которым может стать "Горшков" после модернизации.
Таким образом, на рынке морского вооружения Индии происходит переориентация от закупок готовой продукции к налаживанию первоначально ее совместного, а затем и самостоятельного лицензионного производства. Позиции России ослабевают. Париж и Вашингтон включили Дели в число своих стратегических союзников, а это означает не только вытеснение России с индийского рынка политическими способами, но и предложение ими Индии самых довременных ВВТ, которые эффективно обеспечат национальную безопасность в безъядерном варианте.
Павел КОВАЛЕВ, по материалам зарубежной прессы
"Судоходство" (Одесса), (13.01.2004)