hcube>> А как по вашему вояки отрабатывают полеты на закритических углах атаки?Shurik> Точно конечно не знаю, но думаю, что не на симуляторах.
- И что вас заставляет так думать? Мнение, что просчитать траекторию глубокого скольжения со вращением невозможно просчитать?
Можно и значительно более сложные вещи.
Кста, в пору юности глЫбокой мне удалось (сильно старался
) даж старенький тренажер Як-40 "штопорнуть". (насколько запомнил, это выглядело, как не реагирующий на штурвал резкий клевок с креном под 90 и гуляние в таком положение (мордой вниз и с зашкалившим креном на авиагоризонте) до земли. Выводить тогда (в 16 лет - аэроклубовцам дали поработать на простаивающем по случаю развала структуры ГА оборудовании) еще не умел, на себя тянул и крен править пытался... Правда потом ругали, что камера об стенд ударилась, даж отстранили на некоторое время от тренажера... Но тем не менее, можно
//да, что компаса показывали - давали ли вращение вокруг вертикальной - не помню, вероятно, даже не смотрел на них..//
Shurik> Для ГА в ПЕРВУЮ, ВТОРУЮ и ТРЕТЬЮ очередь - эксплуатацию техники на безопасных режимах. Учитывая бардак в российской ГА - и в четвёртую тоже. Если этот принцип не соблюдать, а научить весь ЛС выводу из штопора, то на следующий день наступим на что-то аналогичное следующее.
Угу.. разумеется, запретить, не давать.. Енто ужо было. Кто-нить где-нить свалится - всё, этот режим даж изучать низзя, опасно! Кто-то не туда бомбу положит - тож запретить метод как опасный,
Короч, виват, каменные пещеры!
//специяльно для вас повторю, что на расчетных (операционных) режимах электроника справляется лучше пилота уже не первый год. Что подтверждают как производители, так и ИКАО (одобрившая учебное пособие АТПЛ с подобной формулировкой и доказательством). Пилот как раз нужон для нештатных режимов, с которыми электроника справляется хуже. (С) оттуда же.
Shurik> Вон армянский аэробус без всякого штопора в море въехал...Shurik> Без достаточной квалификации(не только пилотов, а всех начиная с менеджеров, никакие частные технические меры вплоть дооборудования всех мес катапультами НЕ ПОМОГУТ)>> Но по моему, более естественно научить пилотов летать, чтобы они почувствовали ограничения самолета,Shurik> Моё личное мнение - что для ГА это крайне ВРЕДНО.
Учить пилотов летать, по-вашему, вредно? Тады моё личное мнение - на пушечный выстрел не подпускать вас к управлению ГА в любой из областей.
Даже в менеджмент.
Кста, довольно интересная смена мнений на протяжении 4 строк - то "без квалификации низзя", то "учить летать крайне вредно"
Shurik> Ещё раз повторяю - второй режим очень коварная штука. Особенно близко к потолку. При минимальной потере скорости, которая кажется ни на что не влият, самолёт вдруг начинает вести себя совсем по другому, причём сразу по управлению это практически незаметно - рулей слушается так же, но через несколько секунд вылазит уже почти неисправимо. Естественно отдача штурвала от себя или добавление тяги в достаточной мере легко исправляет ситуацию, но проблема в том, что распознать второй режим сразу трудно - надо быть готовым.
- Простите, а вы не путаете второй режим и выход за область операционных режимов? У меня сложилось впечатление, что путаете.
Ибо второй режим - есть всего лишь зона скоростей ниже наивыгоднейшей, при которой градиент роста подьемной силы на рост угла атаки становится отрицательным.
А выход за пределы операционных режимов означает невозможность продолжать горизонтальный полет независимо от действий экипажа или СУ. Хотя бы потому, что в точке вне зоны операционных кривая тяги располагаемой оказывается ниже кривой тяги требуемой в этой точке.
>> Это же тот же штопор по сути - самолет идет ровно поперек набегающего потока.Shurik> Не видите разницы между управляемым ровным полётом на закритических углах и неуправлямым падением с вращением? В последнем случае модель, грубо говоря на пару порядков посложнее будет.Shurik> "Ровно поперёк" самолёт идёт считанные секунды(а то и доли) неуправляемый и выходит из этого положения в основном за счёт законов Ньютона, да потом ещё за счёт уже известной существующей аэродинамики(которая, если речь о Су-27 во многом случайно получилась, в приложении к этому вопросу конечно)
- Неправда
Л.Йонис (один из моих инструкторов, призер каких-то годов по аэробатике) в зоне заставлял меня, тогда гражданского студиозуса, проходить площадки с вопящей пищалкой сигнализации штопора. А вопить она начинает, когда поток отрывается с передней кромки (где и находится отверстие пищалки) и начинает не давить, а отсасывать из отверстия. То есть, классический случай "идем поперек потока". И это уж точно не "доли секунды" продолжалось
В другом случае отрабатывали "отказ двигла" (методом полной уборки газа в самом неудобном месте), мне удалось точно прикинуть траекторию и на наивыгоднейшей дотянуть до торца полосы (даж запас в пару метров остался для доворота), так видно, решил дать поинтереснее задачку, и мы носом вверх на метре или вроде того, с вопящей пищалкой всю полосу прошли (650м), токмо на рулежку шлепнул я, не среагировав вовремя, за что получил порцию теплых слов..
Не знаю как у меня, со стороны вероятно виднее, но у некоторых сокурсников был заметный страх перед штопором. После нескольких зон, когда научились сами выводить, обычные полеты стали аккуратнее делать, меньше жали сок из штурвала и делали квадратные ошалелые глаза на посадках. То есть, очко играть стало меньше, смогли расслабиться чтоб почуствовать машину и научиться работать с нею.
Так ша, опять же, найти грань перед штопором и уметь ею управлять учить можно и нужно.