Bredonosec, прежде всего предлагаю немного поспокойнее. А то ещё не дай бог в самом деле дойдет до отстранения меня от управления ГА
hcube>>> А как по вашему вояки отрабатывают полеты на закритических углах атаки?
Shurik>> Точно конечно не знаю, но думаю, что не на симуляторах.
Bredonosec> - И что вас заставляет так думать? Мнение, что просчитать траекторию глубокого скольжения со вращением невозможно просчитать?
То, про что вы говорите - срыв, вращение, скольжение - это штопор.
hcube говорит про управляемый полёт на закритических углах без всякого вращения и скольжения, который мы неоднократно наблюдаем на всяких аэрошоу.
Заставляет меня так думать то, что моделирование такого полёта намного сложнее обычного и недостаточно адекватно, надёжно, не все факторы учитывает, хотя моделирование такого режима и проще чем собственно штопора. Хотите возразить - приведите реальную иформацию - где и как полёты на закритических углах успешно отрабатываются ЛС на тренажерах, тогда я охотно с вами соглашусь. А уж после этого можно будет поговорить и про моделирование собственно штопора
>Можно и значительно более сложные вещи.
Можно, можно... Можно и на Луну слетать, только не летает никто.
Bredonosec> Кста, в пору юности глЫбокой мне удалось (сильно старался ) даж старенький тренажер Як-40 "штопорнуть".
(насколько запомнил, это выглядело, как не реагирующий на штурвал резкий клевок с креном под 90 и гуляние в таком положение (мордой вниз и с зашкалившим креном на авиагоризонте) до земли. Выводить тогда (в 16 лет - аэроклубовцам дали поработать на простаивающем по случаю развала структуры ГА оборудовании) еще не умел, на себя тянул и крен править пытался... Правда потом ругали, что камера об стенд ударилась, даж отстранили на некоторое время от тренажера... Но тем не менее, можно
//да, что компаса показывали - давали ли вращение вокруг вертикальной - не помню, вероятно, даже не смотрел на них..//
Так каков был от этого полезный эффект в приложении к нашей теме? Вы после этого научились выводить Як-40 из штопора?
Я тоже могу не напрягаясь ввести любой самолёт в штопор в том же MS-FS, и даже вывести. Вот радости-то... Для вывода из штопора в реале это ничего никому не даёт.
Bredonosec> Угу.. разумеется, запретить, не давать.. Енто ужо было.
А что вас возмущает? И правильно было, если речь о гражданских перевозках.
>Кто-нить где-нить свалится - всё, этот режим даж изучать низзя, опасно!
Тут ошибаетесь - надо изучать - КАК ГАРАНТИРОВАННО ИЗБЕГАТЬ ПОПАДАНИЯ В ОПАСНЫЕ РЕЖИМЫ.
Учить на них летать ЛС ГА повторяю - вредно. Отрицательный эффект от этого намного превзойдёт положительный. Очень опасны для безопастности в ГА эдакие "соколы" за штурвалом, у которых "самолёт - зверь" и "машина вытянет"(конечно же с опытным пилотом).
>Кто-то не туда бомбу положит - тож запретить метод как опасный,
Какую ещё бомбу? Это вы про террористов, или про бомбометание?
Bredonosec> Короч, виват, каменные пещеры!
Аргументы у вас...
Bredonosec> //специяльно для вас повторю, что на расчетных (операционных) режимах электроника справляется лучше пилота уже не первый год. Что подтверждают как производители, так и ИКАО (одобрившая учебное пособие АТПЛ с подобной формулировкой и доказательством).
Никогда с этим не спорил, и противного не говорил. Грех было бы сомневаться. Так что почему специально для меня - непонятно.
> Пилот как раз нужон для нештатных режимов, с которыми электроника справляется хуже. (С) оттуда же.
Нештатные режимы и
опасные режимы это разные вещи.
Bredonosec> Кста, довольно интересная смена мнений на протяжении 4 строк - то "без квалификации низзя", то "учить летать крайне вредно"
Ещё раз, если не поняли - квалификация нужна, что бы ВС не попадало в опасные режимы. Причем квалификация не только пилотов, но и всех остальных причастных к эксплуатации.
А вредно учить летать пилотов ГА на критических режимах, на которые они НЕ ДОЛЖНЫ ПОПАДАТЬ согласно п.1. Никакого противоречия. Кстати, если уж берете что-то в кавычки, то просьба приводить точную цитату, а то часто приходится возражать самому себе
Bredonosec> - Простите, а вы не путаете второй режим и выход за область операционных режимов? У меня сложилось впечатление, что путаете.
Нет, не путаю. Второй режим опасен тем, что в оличии от первого он неустойчив по скорости. Если пилот не знает, что он попал на второй режим(или, что вообще есть такое понятие) - маленькая потеря скорости приводит к ещё большей, и далее лавинообразно и очень быстро.
Хотя сам по себе самолёт на втором режиме вполне управляем.
Bredonosec> Ибо второй режим - есть всего лишь зона скоростей ниже наивыгоднейшей, при которой градиент роста подьемной силы на рост угла атаки становится отрицательным.
Bredonosec> А выход за пределы операционных режимов означает невозможность продолжать горизонтальный полет независимо от действий экипажа или СУ. Хотя бы потому, что в точке вне зоны операционных кривая тяги располагаемой оказывается ниже кривой тяги требуемой в этой точке.
Очень настораживает, что вы ничего не сказали про неустойчивость по скорости и это "всего-лишь". А опасность именно в этом, и если не знать - то большая.
Bredonosec> - Неправда Л.Йонис (один из моих инструкторов, призер каких-то годов по аэробатике) в зоне заставлял меня, тогда гражданского студиозуса, проходить площадки с вопящей пищалкой сигнализации штопора. А вопить она начинает, когда поток отрывается с передней кромки (где и находится отверстие пищалки) и начинает не давить, а отсасывать из отверстия. То есть, классический случай "идем поперек потока".
Поперёк потока, это примерно перпендикулярно ему. Таков смысл понятия "поперёк".
> И это уж точно не "доли секунды" продолжалось
Ну, скажите - на каком типе вы пролетали перпендикулярно потоку не в штопоре несколько секунд?
Bredonosec> В другом случае отрабатывали "отказ двигла" (методом полной уборки газа в самом неудобном месте), мне удалось точно прикинуть траекторию и на наивыгоднейшей дотянуть до торца полосы (даж запас в пару метров остался для доворота), так видно, решил дать поинтереснее задачку, и мы носом вверх на метре или вроде того, с вопящей пищалкой всю полосу прошли (650м), токмо на рулежку шлепнул я, не среагировав вовремя, за что получил порцию теплых слов..
А это тут при чем? Вы что, при этом хоть секунду летели поперек потока над полосой?
Bredonosec> Не знаю как у меня, со стороны вероятно виднее, но у некоторых сокурсников был заметный страх перед штопором. После нескольких зон, когда научились сами выводить, обычные полеты стали аккуратнее делать, меньше жали сок из штурвала и делали квадратные ошалелые глаза на посадках. То есть, очко играть стало меньше, смогли расслабиться чтоб почуствовать машину и научиться работать с нею.
Как-то это всё неубедительно по отношению к ГА. На Ту-154 уже вон нарасслаблялись...
Третьими словами говорю, что-б понятно - пилоты, которые при полётном весе ~90т, температуре -38С забрались на 12000 и не сумели вовремя штурвал отдать...
НЕ выход из штопора их самое слабое место.
Bredonosec> Так ша, опять же, найти грань перед штопором и уметь ею управлять учить можно и нужно.
Грань перед штопором - обычно второй режим. АУАСП, "тряска" - это уже такая грань, до которой лучше не доводить.