Коллеги! Фотографии - это замечательно, а вот нет ли у кого словестных оценок трофейных кораблей в нашем флоте, документы или воспоминания о службе на них?
В журнале "Тайфун" №4-2002 была статья "Бывшие японские корабли в составе ВМФ СССР". В статье достаточно подробно даны описания большинства японских трофеев, их состояние, планы нашего командования по их использованию, фактическая судьбы этих кораблей и судов (всего 34 корабля: 7 ЭМ, 17 эскортных кораблей, 1 ЗМ, 2 ДК, 1 БО за ПЛ, 1 МТШ и 3 БТЩ, и т.д.).
P.S. Резюме статьи такое - несмотря на свой свежий возраст (корабли в основном постройки 44-45 гг.) наши сразу столкнулись с рядом сложностей - во первых корабли согласно условиям капитуляции передавались полностью разоруженными (вплоть до срезания фундаментов АУ) и со снятым штурманским оборудованием, средствами связи и т.п.
Во вторых - особенности конструкции японских кораблей совершенно не соответствовали нашим требованиям в плане обитаемости и организации службы: как и в ПМВ японцы спали на подвесных койках или на циновках в общем кубрике - каюта была только у командира (даже на ЭМ офицеры жили в общем офицерском кубрике), не было отопления в жилых помещениях, отсутствовали душевые и вообще санитарно-технические системы (японцы в море мылись в бочках на верхней палубе) и т.п.
В-третьих - тогдашние возможности судостроительных и судоремонтных предприятий на Дальнем Востоке не позволяли провести ремонт и модернизацию трофеев: так что в боевой строй они так и не были введены. Со времен часть кораблей была перестроена под вспомогательные нужды (в спасательные и гидрографические суда - использовались до 60-х годов), а дольше всех протянул тральщик W-23, переоборудованный в плавмастерскую и списанный только в 1989 году.