Несколько цитат:
"Законом о пятилетнем плане предусматривалось увеличить объём выпускаемой продукции судостроения в 1950 г. вдвое по сравнению с 1940 г. и обеспечить строительство в СССР сильного флота. Планом обороны страны на 1947 г. Военно-Морскому Флоту была поставлена задача - отразить возможную агрессию с морских направлений и обеспечить поддержку действий в этих целях сухопутных войск.
Направленность послевоенного судостроения нашла отражение в десятилетней программе военного кораблестроения на 1946-1955 гг., утверждённой 16 октября 1946 г.
... Сразу же после окончания войны была организованна специальная комиссия в составе представителей руководящих правительственных органов, Военно-Морского Флота и промышленности. Комиссия рассмотрела и оценила производственную базу судостроительной промышленности, возможности востановления предприятий, понесших значительный ущерб от войны, целесообразность достройки и расширения существующих заводов, а также строительство новых судостроительных заводов.
...
В кораблестроительной программе на 1946-1955 гг. существенное место было отведено достройке кораблей, заложенных до войны и находившихся на консервации. Достройка рассматривалась как важный резерв ускоренного пополения флота корабельным составом.
В целях учёта опыта минувшей войны ... достройка производилась уже по откорректированным проектам. Откорректированным проектам к их номерам прибавлялся индекс "К".
Но и в откорректированных проектах учесть в полной мере опыт войны и использовать достижения техники и технологии было невозможно. ... Переработанным проектам кораблей присваивался индекс "бис".
Кораблестроительной программой первого послевоенного десятилетия предусматривалось также создание новых кораблей, оснащённых оружием, вооружением и техническими средствами, создаваемыми с использованием новых возможностей науки, техники и производства.
В число новых кораблей и судов первоначально программой, с указанием поэтапных сроков создания, были предусмотрены: линейный корабль пр. 24, тяжёлый крейсер пр. 82, легкий крейсер пр. 65, эскадренный миноносец пр. 41, сторожевой корабль пр. 42, большая подводная лодка пр. 611, средняя подводная лодка пр. 613, малая подводная лодка пр. 612, малый охотних за подводными лодками пр. 201, большой торпедный катер пр. 183, малый торпедный катер пр. 184, большой речной бронекатер пр. 190, десантный корабль ближнего действия пр. 145, десантный корабль дальнего действия пр. 185, большой речной монитор пр. 311, малый речной монитор пр. 303, эскадренный тральщик пр. 259, базовый тральщик пр. 264, рейдовый тральщик пр. 265 и другие боевые корабли.
Из вспомогательных судов программой кораблестроения предусматривалось создание танкеров, водоналивного транспорта, плавучей станции размагничивания, гидроакустической контрольной станции, плавучих мастерских, плавучих доков и других вспомогательных судов, недостаток которых особенно ощущался в минувшую войну.
Оценивая в целом утверждённую в 1946 г. кораблестроительную программу, необходимо отметить, что она в известной степени отражала взгляды на развитие флота довоенного периода. Эта программа, по существу, являлась продолжением реализации принятых в 1937 г. и прерваных Великой Отечественной войной планов создания большого морского и океанского флота.
...
Между тем, опыт боевого использования нашего флота в минувшей войне и широкомасштабных боевых действиях противоборствующих сторон на морских и океанских театрах второй мировой войны показал возросшую мощь авиции. В крупных морских и океанских операциях воюющих флотов ударной силой выступили авианосцы.
...
В начале 50-х гг. роль авиации как ударной силы флота значительно выросла с появлением ядерного оружия. В самой авиации к этому времени произошёл качественный скачёк в развитии её боевых возможностей. Резко повысились скорости, высота и дальность полётов. Увеличилась боевая нагрузка самолётов.
К концу первого послевоенного десятилетия все явственнее вырисовывались практические возможности использования ракет как главного оружия кораблей и средств доставки ядерных зарядов на большие расстояния.
...
Всё сказанное оказало влияние на пересмотр взглядов о роли и месте крупных надводных кораблей в операциях на океанских ТВД. Результатом этого явилось исключение из программы создания линейных кораблей, а затем позднее, в 1953 г. была прекращена постройка заложенных в 1951-1952 гг. трёх тяжёлых крейсеров. По этой же причине были прекращены работы по проектированию ковых лёгких крейсеров.
..."