Streamflow>> А что требуется от планера, и какие возможности охлаждения его поверхности?au> Да в общем-то ничего не требуется, просто лететь прямо и не сгореть. Это я прочитал некие планы по зондам к дальним гигантам по относительно быстрым траекториям. Там авторы пасуют перед торможением в атмосфере планет, скорость высокая, и речь идёт о неком тепловом щите "пулеобразной формы". Вот я и подумал, может вы представляете такие вещи.au> http://www.spaceblogger.com/.../A_Polar_Orbiter_About_Titan_999.html
Профессионально входом в атмосферу с космическими скоростями я не занимался, однако газовую динамику и теория пограничного слоя и теплопередачи изучал. Кроме того, на полке лежит книга В. И. Баженова и М. И. Осина "Посадка космических аппаратов на планеты", Москва, Машиностроение, 1978, где, например, рассмотрен спуск в атмосфере Юпитера (со скорости 50 км/с).
Как известно, аппарат при торможении в атмосфере рассеивает кинетическую энергию, создавая систему скачков уплотнения. Газ, проходя через скачки, сжимается и нагревается. Небольшая часть тепла попадает на стенки аппарата. В силу аналогии Рейнольдса, которая утверждает, что коэффициент трения и коэффициент теплопередачи на стенке пропорциональны, при торможении аппарата с абляционной теплозащитой целесообразно иметь большое волновое сопротивление. Тогда аппарат тормозится быстро, сопротивление трения много меньше, чем волновое, и потоки тепла, хоть и велики по абсолютной величине, но, вследствие малого времени торможения, интегральное тепло, которое надо поглотить, не слишком велико. То есть целесообразно иметь лобовой тормозной экран, обеспечивающий максимальное волновое сопротивление. Обычно, как известно, используются сегменты шара достаточно большого радиуса. А в аэродинамической тени за экраном - конус с обрезанной вершиной. Хотя могут быть целесообразны и более сложные, например, несимметричные биконические формы, но тоже с большим волновым сопротивлением.
При "пулеобразной" форме волновое сопротивление, должно резко упасть, отношение к нему сопротивления трения должно значительно возрасти, и тепло, "накопленное" при фиксированном уменьшении скорости значительно увеличится. Хотя тепловые потоки, конечно, также упадут, но торможение будет очень долгим. И "пулеобразная" форма может быть рациональной только при условии каких-то дополнительных проектных требований, кроме требования минимизации массы абляционной теплозащиты. В общем, зачем им это нужно, из этой рекламной статьи непонятно.