Китайская сторона обратила на инцидент пристальное внимание, Китай категорически потребовал от российской стороны, исходя из китайско-российских отношений в целом, как можно скорее и полностью выяснить причину происшествия и дать Китаю ответственное объяснение. МИД Китая также попросил российскую сторону проявить гуманное отношение, оказать надлежащую помощь спасенным китайским морякам, и дальше приложить максимум усилий для поиска пропавших. Требования китайской стороны не только разумны, более того, в них отражается ключевой момент данного инцидента.
Как сообщили, патрульный корабль российского пограничного отряда догнал судно «Синьсин» в акватории открытого моря, затем открыл огонь и в течение нескольких часов непрерывно обстреливал судно из тяжелых пулеметов и артиллерийских орудий. По словам спасенных моряков, серьезные повреждения судна во многих местах привели к просачиванию воды в каюты, в результате чего сухогруз затонул. Судя по описанным в репортажах деталям, данный маневр явно вышел далеко за пределы преследования гражданского торгового судна. Тем более трудно понять, что управляющий орган российских пограничных войск определенно был в курсе, что это было гражданское судно, но все же скомандовал открыть огонь. Офицеры и матросы на российском корабле своими глазами видели, как затонуло судно, как упали в воду моряки, оставаясь в стороне и не оказывая своевременную помощь. По происшествии инцидента вместо того, чтобы вести тщательное и исчерпывающее расследование, российская сторона поспешила свалить с себя ответственность. В МИД России даже заявили, что пограничная служба была «вынуждена» открыть огонь по китайскому сухогрузу, будто это может служить поводом для того, чтобы стрелять по мирным гражданам.
Даже если судно «Синьсин» и на самом деле решило избежать штрафы и нарушило российское законодательство, то и это не может стать причиной нанесения непосредственного удара с применением артиллерийских установок и пулеметов. В действиях российской стороны в ходе инцидента очевидно наблюдается превышение в соблюдении закона. Согласно международной практике, одним из основных принципов при разрешении таких вопросов, как нелегальное пересечение государственной границы гражданскими лицами, неправительственные торговые споры между различными странами, является проявление гуманного отношения и неприменение силы. Более того, когда гражданским судам грозит опасность затопления и возможность человеческих потерь, то военные корабли просто обязаны оказать им экстренную помощь, даже в условиях войны необходимо следовать данным правилам.
У российских пограничных войск, естественно, есть право преследовать нелегальные торговые судна. Однако действия по морскому преследованию регулирует определенная международная конвенция. Как отмечают соответствующие специалисты, согласно положению о сопредельной акватории в «Конвенции ООН по морскому праву», когда пограничные морские силы используют право преследования, то применение артиллерийских орудий разрешается только в экстренном случае, при этом выстрелы должны быть произведены над судном, мимо борта либо носовой части в знак предупреждения. Если торговое судно не останавливается после таких маневров, то пограничные военные корабли могут выстрелить в такие важные части судна, как моторная система или гребные винты в задней части, чтобы заставить преследуемое судно снизить скорость. Если преследующие корабли не способны спасти упавших в воду моряков, то ни в коем случае нельзя топить цель преследования. Право преследования утрачивает силу, как только преследуемое судно покидает территориальные воды и сопредельную акваторию, за исключением, если преследующая сторона имеет неопровержимые доказательства того, что данное судно участвовало в террористических актах или на его борту имеются общепризнанные во всем мире запрещенные предметы: наркотики, контрабанда, оружие. Между Китаем и Россией давно достигнута соответствующая договоренность о урегулировании подобных случаев. Согласно «Соглашению об укреплении доверия в военной области в приграничных зонах», подписанному Китаем, Россией и другими странами в 1996 году, пограничным войскам двух сторон запрещается обращаться с лицами, которые нелегально пересекли государственную границу, с применением насилия или негуманных методов.