Бяка>> А в море то зачем садиться?
cyborn> Например для пополнения боекомплекта и дозаправки горючим без возвращения на базу - с корабля или другого экраноплана.
Практически нереально. Москиты перезарядить - это не ящик водки перекинуть.
Даже в случае с "нормальными" кораблями/катерами перезарядка таких громоздких изделий проводиться в базе.
Из экраноплана вообще плавсредство хреновое.
cyborn>Ну а в случае десантно-транспортного варианта - само собой, для выполнения транспортных операций между кораблями и берегом.
Это врят ли (с) тов. Сухов.
Как ты собрался передачу грузов в открытом море организовывать между экранопланом и кораблем ?
cyborn> А еще для спуска на воду и, главное, обратного приема катера или подводного транспортировщика для всяких "морских котиков".
Это более реально. Но других средств для высадки/эвакуации ДРГ предостаточно.
Бяка>> Катер во много раз дешевле. Он для прибрежных действий предпочтительней. Его оперативная готовность выше.
cyborn> Во много раз дешевле - это во сколько раз?
Трудно сказать. О стоимости лунеподобного можно только гадать , Орлята так и остались по сути опытными.
cyborn>Почему он предпочтительнее для прибрежных действий, чем экраноплан, и чем выше его оперативная готовность - я, честно говоря, не вижу.
Тем что катер :
- Имеет значительно лучшую мореходность , управляемость и возможноси по маневрированию на воде.
- Возможность длительного (по сравнению с экранопланом) нахождения в заданной акватории.
- Более высокие возможности по саостоятельному поиску цели = лучшую ситуационную осведомленность.
- Гораздо боле безопасен (для других судов и себя самого) при применении в районах с интенсивным (да и неочень интенсивным тоже) судоходством.
В целом катер - гораздо более гибкий в использовании аппарат во всех смыслах.
Экраноплан практически лучше только возможностью преть на высокой скорости по прямой.
В лучшем случае (при наличии возможности отрываться от экрана и совершать полет на значительной высоте) - способностью быстро преодолевать препятствия типа островов.
cyborn> Зато отлично заметно преимущество экраноплана в скорости ...
Приимущество в скорости само по себе неоспоримо. Даже катера использующие ДПП не способны достичь скорости экраноплана.
Но скорость сама по себе - не самоцель. Не рекорды же ставить...
Важен целый ряд качеств. Если речь идет только о скорости - самолет рулит по полной.
cyborn>и малая его уязвимость от существующих ПКР.
1) Не факт. Тебе известны ограничения по скорости цели скажем для Гарпуна ?
2) Самолет вообще не уязвим от ПКР.
3) Опыт применения ракетных катеров показывает что они вовсе не беззащитны от ПКР.
Средства РЭБ + зенитные установки + возможность катера маскироваться под "безобидные" суда + высокая маневренность - для прибрежных действий это важные качества.
Куда там переть на скорости выпучив глаза и не видя ничего вокруг ?
cyborn> Заметен вчетверо меньший экипаж...
Так и функционал разный. У самолета же экипаж может быть 1 человек.
А может и ноль.
cyborn> в полтора раза большее число ракет.
Это Чем у "Молнии" больший. А по сравнению с "Борой" - меньший.
cyborn> И это всего лишь первый прототип ударного экраноплана в мире.
В том то и дело... Было бы чтото более внятное - было бы меньше предположений и фантазий.
cyborn>Сегодня он может быть сделан совершенно по-иному.
Возможно. Но мы говорим о принципах. Они не изменяться.
Бяка>> А Лунь был задолбан Ту-22-ыми.
cyborn> Не надо передергивать факты. В 1987 году на испытания вышел первый (и единственный) "Лунь".
Испытания таки закончили. Очевидно что никакого прорыва они не принесли.
Отмечу еще раз : в данной теме мы исходим из предположения что с лунебодобным аппаратом все в полном порядке - т.е. машина доведена до серии и достигла всех проектных характеристик.
Т.е. имеет место сравнение некого абстрактного ударного экраноплана с реально имеющимися и долгое время эксплуатирующимися альтернативами.
cyborn> Расклады конечно правильные, кто спорит.
Именно. И это КЛЮЧЕВЫЕ моменты.
1) Нет никакой особой малозаметности.
2) Нет никакой особой неуязвимости.
3) Есть масса недостатков по сравнению с другими платформами.
4) Приимущество только в скорости и только перед кораблями.
cyborn>Не каждое корабельное соединение "вероятного противника" - АУГ.
Конечно.
cyborn>Есть конвои, КУГ, десантные группы.
Вот и фигачим их самолетами , ПЛ , НК , катерами.
В чем необходимость именно ударного экраноплана ?
cyborn> Но даже удары по Ираку во время операции "Буря в Пустыне" потребовали привлечения ШЕСТИ АУГ.
Степень привлечения авианосных сил зависит от массы факторов. Гдето они вообще нафик не нужны , а гдето им альтернативы нет.
cyborn> Количество лодок пр.949, с другой стороны, тоже сильно ограничено.
Оно достаточно. Если конечно мы говорим о сдерживании США от применения палуной авиации собственно по нашей территории.
Для создания серьезной угрозы АУГ в акваториях в которых возможен подьем ПА для действия по нашей территории средств нужно куда меньше чем для гипотетического и практически нереального контроля всего Мирового океана.
cyborn>Но в войне с США, уничтожение АУГ - последнее, что будет нас волновать, бо война скоро превратится в ядерную.
Да не превратиться она в ядерную. Армагедец НИКОМУ не нужен.
И поэтому его не будет. И авианосцы уничтожать - не самоцель. Если они не угрожают собственно нашей территории - хрен с ними.
Пускай где-нибуть в районе Гавайев или в Мексиканской заливе хоть обгосподствуються.
Задача в том чтобы сделать применение АУГ очень рискованным во вполне конкретных акваториях прилегающих к нашей территории.
cyborn> В обычной же есть целая куча кораблей других стран - вообще без палубной авиации окромя вертолетов. У этих стран вполне неплохие корабельные ЗРК. У тех же японцев - эсминцы-носители системы Иджисс.
Самолеты против всего этого чем не нравяться ?
cyborn> Х-22 - ракета быстрая, но не низколетящая.
Вооружай самолет "быстрой и низколетящей". Яхонты-Брамосы чем не угодили ?
cyborn> Современный "Иджисс" ее перехватит без особых проблем.
Да и неочень современный (80х годов) тоже вполне способен на это. Его вообще то и делали в 1ю очередь против таких целей.
cyborn> Да и где они теперь, эти Х-22?
Да пока еще на вооружении. К сожалению с заменой мягкоговоря сильно затянули.
cyborn> А уж сколько в экраноплан можно "Клабов" напихать...
Меньше чем на НК/ПЛ. Но речь не о том в кого больше напихать можно , а о том кто это все доставит на рубеж пуска и сумеет потом свалить...
cyborn> Так экранопланы и создавались как альтернатива или дополнение к катерам.
Трудно сказать. В 1ю очредь разрабатывались они для проверки возможности реализации концепции.
О том дополнением/альтернативой чему они станут/не станут должно было быть видно позже...
SkyDron>> Катер (точнее МРК) однако имеет возможность в мирное время сопровождать свои потенциальные цели в расчете на упреждающий внезапный пуск
cyborn> Не смогут. Не хватит дальности плавания, автономности и мореходности.
Во вполне определенных и реальных условиях - хватало и хватит.
cyborn>Цели-то их - океанские корабли.
Да хоть бы и океанские. Районы дейтсивя катеров/МРК - далеко не просторы всего Мирового океана.
Применительно к нам - Черное , Балтийское , Охотское моря. В принципе и Баренцево тоже.
Нет там супостатских кораблей ? Ну и отлично. Значит катера свою задачу выполнили.
Пилить до СанДиего или [вписать нужное] никчему.
В СССР кстати регулярно МРК привлекались к сопровождению кораблей империалистов в Средиземном море.
SkyDron>> и/или маскироваться под нейтральные гражданские суда в районах интенсивного судоходства.
cyborn> Вот почему у меня в памяти всплывает название "Эйн Загут"? Один уже "домаскировался"...
Отличный пример.
"Эйн Загут" был атакован "Йорктауном" с расстояния
11 миль , и только после того как катер демаскировал себя включением РЛС , верно классифицированой РТР американского крейсера.
+ сыграло роль то что командир "Йорктауна" применил "кавбойское правило" - и выстрелил первым.
Вероятно "Йорктаун" совсем ненамного опередил ливийцев. Собственно говоря включение РЛС "Эйн Загуда" наверняка было вызвано именно желанием ливийцев получить точные данные о дальности до цели , ибо никакого внешнего ЦУ они не имели , а другие их бортовые средства разведки высокой точностью не отличались.
Ход боя 24.03.86 дает основания полагать что именно ливийский катер имел инициативу -
он с помощью бортовых средств РТР обнаружил "Йорктаун" (который во всю светил своими РЛС , включая легкоопознаваеую SPY-1) и начал скрытное и вполне осознанное сближение с целью , имитируя рыболовное судно коих в тех водах дочерта.
Бой вполне мог кончиться по другому если бы ливийцы дали залп первыми.
Создаеться впечатление что ход боя не был случайным , а ливийцы действовали мужественно и хладнокровно.
Тем более что экипаж "Эйн Загуда" наверняка знал из радиообмена что американцы буквально несколько часов назад потопили другой катер - "Вохид".
В условиях тотального превосходства противника одиночный катер терпеливо сближался с крейсером , умело маскируясь под рыбака , причем сблизился на дальность с которой ракеты катера могли уверенно достигнуть цели , а американцы имели минимальное время на организацию противодействия , сам же катер находился в наименьшей возможной для тех условий опасности - вне зоны эффективного огня артилерии крейсера и вне визуальной видимости с него.
Уже одно то что ливийский катер смог подойти
на 11 миль к полностью боеготовому аццкому тикондероге с великим и ужасным Иджисом , да еще в условиях когда небо кишит Хокаями и прочими Интрудерами с 2х авианосцев есть повод подумать.