XOMKA> Знакомый недавно заснял один из них в пути:
Время и деньги
20.07.2010
«Гепард» покинул Зеленодольск
Напомним, 22 декабря 2006 года ФГУП «Рособоронэкспорт» подписало в Ханое контракт с ВМС Вьетнама на строительство двух фрегатов проекта «Гепард 3.9» – развитие проекта 11661 (такой корабль – «Татарстан» – несет службу в Каспийской флотилии). 10 июля 2007-го на ОАО «Зеленодольский завод им. А. М. Горького» был заложен первый, а 28 ноября того же года – второй корабль. Фрегаты проекта «Гепард 3.9» предназначены для решения комплекса задач в морской зоне, оснащены ракетным, зенитно-ракетным, артиллерийским и противолодочным вооружением, имеют высокий модернизационный потенциал. Отметим, что строительство фрегатов проекта «Гепард 3.9» для Социалистической Республики Вьетнам – первый экспортный контракт зеленодольского предприятия за постсоветский период.
Как рассказал «ВиД» генеральный директор создавшего фрегат ОАО «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро» (ЗПКБ) Леонид Шарапов, облик и комплектация «Гепарда 3.9» обсуждались долго. По вьетнамскому заказу переработали почти всю конструкторскую документацию, есть нюансы в вооружении. Главный конструктор проекта Виктор Кашкин более категоричен в оценках: с «Татарстаном» у вьетнамских фрегатов общие только обводы корпуса и энергетическая установка, а так – корабль нового поколения. На Балтике «Гепарду» предстоят ходовые испытания, которые должны подтвердить маневренные и скоростные характеристики, готовность приборов и оборудования. Далее – заводские, государственные испытания и отправка заказчику – ВМС Вьетнама.
Как подчеркивают на заводе и в ЗПКБ, первый корабль стал своего рода полигоном, на котором отработали конструкторскую документацию и технологию. Поэтому строительство второго идет более гладко: «Появился бы заказчик, можно было бы «Гепарды» как пироги печь». Отметим, что на заводе «в высокой степени готовности» находится собрат «Татарстана» – «Дагестан» (он также задумывался для Каспия). В цехе ждет своего часа и третий «корпус».
В Зеленодольске надеются, что «Гепарды» совершат в бурно развивающейся Юго-Восточной Азии своего рода прорыв и станут лучшей рекламой завода, бюро и российской кораблестроительной школы. Впрочем, связке «ЗПКБ – Завод имени Горького» уже удалось обойти зарубежных конкурентов, претендовавших на «фрегатное» сотрудничество с Вьетнамом. К тому же побывавший недавно на заводе глава ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК) Роман Троценко пообещал предприятию серьезное переоснащение в рамках комплексной программы модернизации входящих в ОСК предприятий. Тогда некоторый ажиотаж вызвали слова главы ОСК о том, что завод имени Горького будет специализироваться на строительстве гражданских судов. Однако, как выясняется, это означает лишь существенное сокращение зеленодольского военного судостроения (71% от всей продукции завода). Что ж, такова главная тенденция мирового судостроения, в котором функции носителя технического прогресса переходят от флота военного к флоту гражданскому (отметим, что то же самое происходит и в авиации). Сегодня по многим позициям – автоматизации, надежности, ремонтопригодности и так далее – второй обогнал первый.
Как сообщает пресс-служба завода имени Горького, второй «Гепард» уйдет с заводского затона в канун Дня Республики Татарстан, а ближе к концу года «систершипы» должны отправиться во Вьетнам.