au> Дык вы это не о том, вы о двух винтах на соосных валах. А тут недавно просветили, что тандем — это два винта (по сути один двойной), которые физически сидят на одном вале и потому крутятся с одной угловой скоростью, с фиксированным углом смещения между собой. Никаких отличий от обычного одного винта на одном вале, только винта на нём два. Я не знал что такое бывает, думал что полые валы и прочее, что и вы подумали. Вот насчёт этого вопросы были. А цена вопроса — этот был вопрос о негативных побочных эффектах такого решения, а не о вульгарном бабле (цену винта на два я умножу сам:).
В Союзе тандемы стали делать по производственным причинам. Хотели уменьшить их обороты, для этого нужны винты с большим количеством лопастей. Семь на одну втулку посадить не могли. Винты ломались. Сделали тандем. Что-характерно, с растущей площадью и кол-вом лопастей падает их КПД, но низкооборотность компенсировала недостатки малошумностью. Что меня теперь удивляет, так это что делали 8-лопастные. Известно, что винты с нечетным кол-вом лопастей имеют более удобные первые резонансные частотыи их легче разнести с частотами других компонентов силовой установки. Потому, если на гражданке хотят особенно тихие винты, их делают 5-лопастными для паромов или 7-лопастными для мегаяхт и т.д. Иначе придетс заморачиваться с серповидными лопастями и бороться с вибрацией через уменьшение кавитации = дорого.
Что до тандема, то как вынужденная мера он, скорее всего, имеет более низкий КПД по сравнению с одиночным еще и потому, что потоки переднего винта негативно сказываются на обтекании кормового. От того, видимо, и игрались с взаимными углами на втулке - пытались снизить шумность (можно еще посмотреть на хвостовые винты апача и ми-28).
П.С. Идеальный винт (идеальный КПД)имеет бесконечно малое кол-во лопастей бесконечно большого диаметра (бесконечно низкая скорость вращения) с бесконечно малым диаметром втулки на бесконечно большом удалении от корпуса корабля, поверхности и дна в идеальном несжимаемом флуиде без внутреннего трения частиц...