hsm>> Оказывается - удобна и не мешает.
Полл> Где это "оказывается"? И кому "удобна"?
Безотносительно к стилю ведения дискуссии тех и других, конкретно довольно удивительно лицезреть такое обсуждение, особенно на авиационном форуме. Ладно, была бы авиабаза форумом горе-дезайнеров (хотя даже это было бы малопонятно). Ведь этот аспект (боковая РУС) уже сжеван до состояния тряпки, многократно и лет -надцать. И консенсус достигнут, вроде. Мне даже стыдно напоминать дурацкие истины, о которых тут упорно предпочитают не вспоминать:
1) Конструктивно, боковая РУС стала возможна благодаря прогрессу ЭДСУ и прочих систем управления. Если фидбэк на первых Ф-16 был еще дубовым, и можно было дискутировать о преимуществах этого аспекта по сравнению с центральной, то сегодня это уже не фактор.
2) Основной, и самый главный, профит от боковой РУС это возможность впихнуть дополнительный многофункциональный, а не чисто символический, head-down дисплей большого формата "между ногами" летуна. Об этом открыто говорили и амеры, и французы когда ваяли Рафаль. Ф-35 - дальнейшее развитие логики, так как для осуществления концепции всеракурсного виртуального "балкона", где летчик сможет буквально смотреть себе под ноги, центральная РУС чревата еще и психофизическими параметрами.
3) Концепция HOTAS лучше, по ряду психофизических причин, реализуется на боковых РУС.
4) Лучший обзор и управляемость при перегрузках, у летчика лучше условия физически выдерживать перегрузку
5) Неоднократно в разных эр-форс Монсли и подобных приводились слова летчиков, испробовавших и то и другое, и как правило если переучивание на боковик было легким и непринужденным, то привыкание обратно к центральной летчики воспринимали как ненужное удобство.
6) Выяснилось, что поколение мышки и клавиатуры чисто интуитивно лучше приспосабливается к боковой РУС.
То что наши ПАКФы и прочие СуперПуперФланкеры еще к этому не пришли не только вопрос ЭДСУ но еще из той же серии, что надписи на пол-борт, голубые летные комбезы и летные куртки из кожзама. Или, если более серьезно, также как с универсальными подвесными контейнерами ЦУ. Костность миышления называется, авось не понравится начальству, ГОСТа нет, да и к чему все это, и так привыкли, можно летать и так, много бабок не попилишь а эффекта мало итд.