103> Nomat, спасибо за ответ. А я думал, что если они решают задачи в интересах ВМС, им надо быть в составе ВМС. [»]
Боюсь, что общий и однозначный ответ на этот вопрос отстутствует. В принципе, дело ведь не в ведомственной подчиненности, а в готовности сил авиации выполнять возложенные на них задачи в тесном взаимодействии с остальными силами флота. История морских войн 20 века говорит о том, что это гораздо лучше получалось, если авиация входила в состав ВМС, была их частью. Однако и в этом случае сие сильно зависело от подготовки. Морская авиация в ВВС ВМФ СССР была передана из ВВС в 1937-1938 годах, но только летно-технический потенциал - система закупок вооружения и подготовки кадров при этом осталась за ВВС, что и врезало потом вторым концом в виде отсутствия специализированных типов самолетов и необходимости переучивания персонала в частях. Торпедоносец ДБ-3Т (предшественник Ил-4Т), который был основным самолетом этого класса на начало войны, вообще не выпускался серийно - все машины переделывались в аэродромных условиях из обычного бомбардировщика ДБ-3, а из всех машин, закупленых по Ленд-Лизу в ходе войны, морским самолетом была только PBY, "Каталина".
С другой стороны, итальянские "аэросилуранти" и немецкие торпедоносные части так и провели всю войну в составе национальных ВВС, и их успехи, несмотря на вечные проблемы взаимодействия с флотами, были в общем покруче, чем у нашей морской авиации. Более успешны были и английские RAF, Королевские ВВС, где торпедоносные части входили в состав Coastal Command.
Что же касается истребителей, то даже современные принципы зональной ПВО территорий и акваторий выросли из того, что применяли англичане в 1940 году в ходе "Битвы за Британию" - здесь и ДРЛО, и управление наведением групп истребителей, и система аэродромного обеспечения. И занималось этим Fighter Command, истребительное командование RAF, частям которого для усиления иногда придавались и истребительные эскадрильи авиации ВМС, Royal Navy Fleet Air Arm. То есть главную роль все равно играли ВВС. Так было и на островной периферии - например, Мальта и Цейлон.
Что же касается нашего времени, то существенной разницы в том, кто будет ими владеть, нет - лишь бы части были боеготовыми и были включены в систему ПВО региона или зоны ответственности. Морская специфика заключается лишь в некоторых особенностях навигации и возможности управления самолетов с КПУНИА - корабельных командных пунктов управления наведением истребительной авиации. Лично мое мнение - советская система наличия отдельных войск ПВО и истребительных частей в них, являлась на локальных территориях, именно таких, как Калининградская область или Северо-Восток России, наиболее адекватной для контроля, охраны и обороны воздушного пространства