J.F.> Уважаемые, граждане! Суть не столько в терминах "предприниматель, бизнес", "народное хозяйство", "экономика". ПМСМ суть в масштабах рассмотрения вопроса. Другими словами горизонт подводника (неакустический!) ограничен по сравнению с горизонтом крупного надводного корабля! AndreyKS, пмсм, имел в виду, что с точки зрения крупного экономического объединения в виде народного хозяйства целой крупной страны завод в Комсомольске был вполне "рентабельным", а вот с точки зрения мелкого экономического объединения в виде отдельного судостроительного завода (крупного частного собственника) это конечно абсолютно нерентабельное производство!
В любом случае это всё выливается в цену. Будь-то микро или макроэкономика. Если умные(по настоящему умные!!!) дядьки подсчитают что выгоднее строить на 2-х или даже 3-х заводах, то полностью соглашусь. Пока что не вижу аргументов в пользу второго завода(экономических аргументов). Это выливается в то, что при большей рентабельности удастся построить не 8 лодок в серии а за такие же деньги все 10. Вот и всё. Ну а вытекающий из этого межфлотский переход можно рассматривать как учение экипажа. Кстати вспоминается старая советская поговорка "Подводная лодка в степях Украины". Подсознательно тогда тоже смеялись над неактуальностью некоторых решений. Кстати, у Казахстана похожая проблема. Их "Зенит" находится вдалеке от Каспия. Как-то читал что они от стапеля свои корабли тащат по суше 1.5 км до реки, а потом наступает героическая борьба за вывод судна в Каспий. Понтоны, разливы реки, паводок и всё такое применяется.
Т.е. важен анализ эффективности на системном уровне, а не на уровне частного отдельного завода!
Вот это самое главное. Только кто сейчас у нас в стране может это сделать? Каждый такой аналитик куплен и продан какой-нить экономической силой. К сожалению только не государственной.
J.F.> И уж если вдруг станет не выгодно такое удаленное положение завода от моря, тогда это не повод закрывать его. Можно и нужно постепенно строить нувую площадку и переносить туда мощности, а уже потом перепрофилировать старую производственную базу. Кстати, у нас есть еще один центр судостроения на внутренних водных путях - это бассейн реки Волги. Его тоже прикажете закрыть?
Да, перенос базы на новое место и можно рассматривать как постройку нового завода. Тут тоже надо считать что выгоднее построить с иголочки, чтобы АПЛ за 3 года строил или пробовать реанимировать старое? Тут тоже нужно всё взвешивать. Ну а Н.Новгород, кажется, строит сейчас речной флот. Для этого он, кстати, шикарно расположен.