Вооруженная охрана на литовских судах: официально не нанимают
До 80 % датских судоходных компаний готовы нанимать вооруженную охрану, чтобы уберечь суда от пиратов. В Литве пока наблюдают, как поведут себя другие страны.
Будут обращаться в МИД
По словам исполнительного директора Литовской ассоциации судовладельцев Гинтаутаса Кутки, есть два способа найма частной вооруженной охраны. Вооруженных охранников могут принять на борт судна, или вооруженная охрана может идти рядом на другом судне.
Международная морская организация (IMO) не запрещает, но и не рекомендует принимать на суда вооруженную охрану.
Легальный наем вооруженной охраны должны одобрить парламенты отдельных стран, также для этого надо менять несколько законодательных актов.
По словам Г.Кутки, в области найма вооруженной охраны наиболее далеко продвинулся Кипр, в парламент которого на утверждение уже представлен порядок, согласно которому на суда под кипрским флагом будет наниматься вооруженная охрана.
Как сказал Г.Кутка, Литва следит за ситуацией, каким образом поступают другие страны Евросоюза, и если окажется, что на судах требуется частная вооруженная охрана, будет обращаться в Министерство иностранных дел, которое подготовит необходимый порядок.
Неудобств не вызвало
То, что вооруженную охрану официально не нанимают, еще не означает, что на судах не бывает вооруженных лиц.
Несколько лет назад, когда судно Литовского морского пароходства «Дялтува» проходило по опасным водам Аденского залива, его в караване сопровождал патрулирующий в этой зоне российский военный корабль. Капитан «Дялтувы» Арунас Бружас вспомнил, что на каждое судно каравана было высажено по нескольку вооруженных военных моряков.
Пребывание военных моряков на судне не представляло неудобств для членов экипажа. Охранники вели себя дружелюбно, позволили членам экипажа сфотографироваться с их оружием. Сами охранники категорически отказались фотографироваться.
После прохождения опасной зоны вооруженных охранников забрал катер с сопровождавшего военного корабля.
Предлагают охранные услуги
Г.Кутка заметил, что нанять вооруженную охрану на судно несложно. Судоходным компаниям постоянно приходят предложения о найме вооруженной охраны как способом эскорта судна, так и способом размещения вооруженных охранников на самих судах.
Особенно активно услуги охраны на судах предлагают различные американские компании. Стоимость предложения не указывается, она договорная.
В датских морских изданиях появились сообщения о том, что стоимость эскорта судна колеблется от 30 до 50 тысяч долларов США за рейс через опасную зону в Аденском заливе и Индийском океане.
Большая часть датских судовладельцев якобы замечают, что платить относительно немалую сумму вооруженной охране дешевле, чем дополнительно страховать судно от пиратских атак или, в крайнем случае, платить выкуп, составляющий от одного до пяти миллионов долларов США, в зависимости от типа судна и численности экипажа.