«Памир»
Вырезка из флотской газеты "На страже Заполярья", от, не знаю какого года и числа и кто автор -(где-то конец 1970-х)... "
"И шагнули в огонь."
"При входе на Мурманский рейд на югославском торговом судне возник пожар. По сигналу аварийной тревоги к терпящему бедствие транспорту вышло на помощь океанское спасательное судно «Памир» Краснознаменного Северного флота. Старший помощник командира капитан 3 ранга Ю. КОЗЛОВ, руководивший действиями аварийно-спасательных групп, рассказывает:
— К терпящему бедствие транспорту океанское спасательное судно ошвартовалось лагом. Пожар набирал силу — нас встретили клубы густой копоти и пара. Борта были раскалены. Первую аварийно-спасательную группу повел в бой со стихией старший лейтенант-инженер Г. Яковчук, Вторая группа, которой командовал старший лейтенант-инженер В. Грицай, была в резерве, в готовности в любой момент включиться в работу.
Борьба за живучесть на корабле всегда начинается с разведки. В помещения горящего транспорта, плотно заполненные густым едким дымом, в термостойких костюмах ушли старшина 2-й статьи В. Наумов и старший матрос В. Веремей. Риск для разведчиков был большой. Здесь, на объятом огнем судне, в отличие от учебных полигонов, все было в «фактическом исполнении» — и пламя, и газы, и пары. И опасность — тоже.
Вот последовал первый доклад: «В машинном отделении выгорела верхняя палуба». «При движении соблюдать предельную осторожность,—отдаю приказание по рации разведчикам. — Сигнальный тросик держать втугую!».
Сквозь вентиляционные шахты быстро проложили в машинное отделение несколько пожарных магистралей. Переносные генераторы погнали по ним огнегасительную пену. Но пламя на транспорте не унималось. Как позже выяснилось, иностранные моряки, покидая судно, не успели загерметизировать переборки, люки и двери. С надстройки я видел, как стальной палубный наст, побагровев от огня, вспучился.
Переборка от высокой температуры начала плавиться...
Страшное это бедствие — пожар на корабле. Развивается он очень быстро, подстерегая опасностями и неожиданностями на каждом шагу. Вокруг — настоящее пекло.
Проверив, что по времени мои товарищи дольше положенного находятся в зоне огня, приказываю первой смене покинуть горящие отсеки. Их место сразу занимают подчиненные офицера Грицая.
Мощные лафетные стволы извергают на верхнюю палубу горы пены, предотвращая доступ кислорода в нижние помещения. Но огонь упорствует. Вдруг недалеко от воинов, облаченных в изолирующее снаряжение с автономной системой дыхания, ухнул взрыв. Сквозь клубы копоти веером рассыпались брызги, расплавленного металла.
И в это время — новый тревожный доклад разведчиков: обнаружены баллоны со сжатым воздухом. Рядом — металлические бочки. Маркировка на них свидетельствовала — в емкостях бензин.
Это была самая критическая минута. Промедли военные моряки хоть минуту — неминуем взрыв. Но я-то знаю, на что способны мои товарищи, крепко верю в их выучку. Недаром же в морских походах мы, что называется, до седьмого пота отрабатывали учебно-боевые задачи, связанные с борьбой за живучесть кораблей. Быстро сработали товарищи, переместив бочки подальше от огня. Вызванный по моему докладу старшему начальнику пожарный катер стал охлаждать забортной водой металлические емкости.
...Более 10 часов аварийно-спасательные группы, сменяя друг друга, вели бой с огнем А потом еще немало времени ушло на выявление и ликвидацию всех тлеющих очагов. Наконец последовал доклад нашего командира: «Поставленную задачу экипаж выполнил. Пожар на борту иностранного судна ликвидирован. Военные моряки океанского спасательного судна готовы к выполнению очередных приказов командования».