PPV> В Закавказье обе дивизии вошли в состав 34 ВА. 170 гв. иад просуществовала минимум до 1957-го, после чего была расформирована (точную дату не знаю). Что стало с 741 и 744 гв. иап - также не знаю, а вот 841 гв. иап, похоже, был передан в состав 283-й иад. 283 иад повезло, она осталась нерасформированной даже после "хрущевских" сокращений. Так как-то ...
PPV, появились некоторые дополнения, видимо, подтверждающие вашу инфо о том, что, до 283-й иад на западе Грузии, после войны находилась иная иад, в т.ч., и по полкам. Вышла в свет книга воспоминаний Александра Яковлева "Правая нога". Там описывается период, в т.ч. начала 50-х годов, включая и аэродром Мериа.
________________________
Цитаты: "[1951 год] Позади двухгодичная учеба и окончание среднего авиационно-технического училища и трехгодичная служба в ВВС в составе группы Советских войск в ГДР. Получив по замене кадров назначение в ЗАКВО, я прибыл в штаб 34 ВА (г. Тбилиси) для определения места своей дальнейшей службы."
Далее: "Главный инженер, выслушав мой рассказ о прошлой служебной дея¬тельности, одобрительно спросил у меня в какой авиации я хотел бы продолжить службу? Я ответиил ,что желал бы сменить бомбардировочную на истребительную авицию. Учитывая мое желание, мне было выписано предписание убыть в распоряжение главного инженера дивизии истребительной авиации (г. Махарадзе). В беседе с главным инженером я изъявил желание продолжить службу в истребительном полку, дислоцирующемуся в г. Кобулети...главный согласился на свой страх и риск выписать мне предписание на убытие в Кобулетский истребительный полк для прохождения дальнейшей службы."
Далее: "Прибыв в г. Кобулети, я оставил вещи и полный новый аккордеон
«BAR¬CAROLE», купленный в г. Дрездене, в находящемся на ремонте санатории «Астория»... Хозяйка дома Сеперталадзе (просила называть ее Герасимовной) сдала мне комнату размером 3 х 3 с одной дверью и одним окном с выходом на общую веранду в ветхом деревянном доме по ул. Ленина."
Далее: "я прибыл в штаб полка на доклад о прибытии на новое место службы. Начальник штаба, выслушав мой рапорт, переадресовал меня инженеру полка (п/п-к Лапшинский). Инженер полка, выслушав мой рассказ о прошлой службе, директивно ответил:
... - Назначаетесь Вы звеньевым техником в 4 АЭ пока на штатную материальную часть - американские Кингкобры (Р-63)."
Далее: "Предстояло быстро освоить эксплуатацию изделий Кингкобра и Як-18 и быть готовым к эксплуатации отечественной материальной части- самолетов- истребителей УТИ Миг-15 бис (спарка) и Миг-17 (боевая)"
Далее: "на аэродром Мериа прибывает в железнодорожных контейнерах новая материальная часть. Предстоит всему техническому составу АЭ участие в разгрузке контейнеров и сборке изделий. Перевозка технического и летного состава на аэродром Мериа будет производиться автотранспортом технического батальона."
Далее: "Идут полным ходом работы по разгрузке контейнеров и сборке отечественных изделий на аэродроме Мериа, дежурство звеньев на самолетах Кингкобра приостановлено. Мне предстоит подключение к процессу сборки изделий с последующим приемом на техническое обслуживание собранного в первую очередь изделия УТИ Миг-15 бис. Испытываю вместе со всеми не удобство перевозки технического состава АП на аэродром Мериа из г. Кобулети. Выделяемый батальоном крытый брезентом Студабеккер, часто глохнет"
Далее: "Освоивший новую авиатехнику на аэродроме Мериа, летный руководящий состав АП перегоняет собранные самолеты Миг-17 на полевой аэродром Абаша [150 км от Мериа]. В течении лета 1952 г. продолжается дальнейшее их освоение всем летным составом АП."
Далее: "Наступил 1953 год. Полк продолжает базироваться на аэродроме Мериа, проводя доступную для выполнения работу по дальнейшему наращиванию летного и боевого мастерства летным составом. Однако двойное базирование полка (материальная часть на аэродроме Мериа, семьи в г. Кобулети) существенно затрудняют организацию эффективной работы".
Концовка: "В феврале 1953 г. полк перебазируется на аэродром Миха Цхакая в варианте постоянного и единого базирования"