au> Пусть себе наблюдают, если руки будут заняты биноклем. А кроме того: ну и что? Подводные лодки не ведут визуальное наблюдение со времён царя гороха — у них свои методы избежания столкновений. За 40 лет правила устарели, вы не подумали об этом?
Правила устарели бесспорно... Точнее они с самого начала были, как бы это сказать, не совсем правилами... Но об этом чуть ниже... Несколько лет назад новенькая ПЛ, вышедшая на испытания, решила пересечь район разделения движения используя современные средства. Все ответственные люди находились внизу и управляли лодкой по данным "датчиков", а расчеты доверили автоматической системе. На истеричные "вопли" с судов сопровождения решили не реагировать ибо эти старые суда современного оснащения не имели, а значит имели меньше информации и меньше возможностей для ее анализа... В результате лодка прошла между буксировщиком и объектом (длина буксира составляла очень приличную величину, что впрочем вполне нормально)...Ну не "увидела техника" этот трос.. Испытания закончились преждевременно... Я это к чему. Человеку свойственно ошибаться, но и автоматике свойственно отставать от проблем, человек медленно считает, но лучше принимает решения (вспомним Буриданова осла), особенно условиях неполной информации и отказов. Мораль - человек и автоматика успешно действуют тогда, когда они взаимно дополняют и обогащают друг друга (а также подстраховывают). Абсолютизация вредна в обоих крайностях.
Теперь о правилах. Хотел написать это в профильном топике, но можно и здесь. Юристы и адвокаты, составлявшие МППСС думали о своих выступлениях в судах, а уже затем, во вторую очередь, о тех кто стоит на мостиках. О тех,кто учит правилам и проверяет знания, они,похоже, не думали вообще... Как результат - отсутствие хороших тестов на знание правил. Безошибочные тесты неизбежно будут примитивными. А попытка составить мало-мальски серьезную ситуационную задачу приводит либо к ошибкам (составителя), либо к тому, что правильный ответ будет представлять из себя развернутое сочинение, превышающее задачу по размеру, содержащее много фраз в сослагательном наклонении и никак не сводящийся к выбору одного варианта из нескольких.
В качестве первого шага к полной автоматизации судовождения предлагаю разработать программу, которая напишет новые Правила. Само это написание к росту аварийности явно не приведет. Когда компьютер выдаст нам такие правила, что большинство судоводителей расплачутся от умиления и желания этими правилами впредь руководствоваться, тогда и поговорим о полной автоматизации. А пока - рановато