Бяка>> Что касается полезной нагрузки, то у Союза и Шатла такой показатель весьма размыт.
Бяка>> Но у Союза можно считать не более полутонны. При 25т у Шатла. А разница в стоимости запуска у них не в 50 раз.
arkhnchul> То Союз, он не грузовой. А Прогресс?
Количество Прогрессов, запущеных к Салюту 6,7,и Миру соответствует 12, 12, 18.
С Салюту 6 летало 5 основных и 10 экспедиций посещения. К Салюту-7 летало 6 основных и 5 экспедиций посещения.
К Миру летало 25 основных экипажей в Союзах и несколько в Шатлах.
Как видите, Союзы летали несколько чаще чем Прогрессы. Но можно считать, что потребность в пилотируемом полёте равна потребности в беспилотном.
1 Союз - 1 Прогресс.
1 Союз стоил не более 9 млн. Прогресс - не менее 6-и . Ну и две ракеты, для запуска, по 1,5 млн.
Итак - 18 млн - общие расходы на одну экспедицию людей к Станции.
Если сделать СОЮЗ-Прогресс многоразовым и универсальным, в тех же массовых габаритах, то он будет стоить раза в 2 дороже Союза. Пусть 20 млн. Если он сможет сделат 20 полётов - это уже списание по миллиону за полёт ( возьмём среднее число полётов Шатла, а не максимальное).
Получается, что выведение многоразового кораблика на орбиту стоит 3 миллиона советских рублей. Грузоподьёмность у него, если исходить из параметров Бурана или Бора - около 30% от стартовой массы. Это примерно 2т. Что на 10% меньше, чем у Прогресса. ПРи стоимости вывода меньшей в 2,5раза.
Впрочем, легко подсчитать и точку экономического равенства. Это грузоподьёмность миникорабля в 800 кг. Из этого можно сделать вывод, что многоразовый корабль, имеющий нагрузку в 2 раза меньше одноразового, становится выгоднее после 20 полётов.
И эта арифметика достаточно работоспособна, т.к. отражает реальные грузопотоки 80-х годов. И реально достигнутые, на аппаратах, серии Бор, параметров весового совершенства.