Старый> Для многоразового аппарата - да.
Да с чего бы?
Fakir>> От шаттла не осталось бы кривизны, самой главной - впряжения в одну телегу коня и трепетной лани: пилотируемого КК и тяжёлого грузовоза.
Старый> Кривизна вовсе не в этом. Кривизна в том что для доставки на орбиту 20 тонн груза приходится тащить туда и обратно (!) 100 тонн дорогого и бесполезного железа.
Даже это второстепенно по сравнению со смешением грузовика и ПКК.
Насавские инженеры полностью с этим тезисом согласны, кстати - "Carry people or cargo, NOT both!!!".
Не говоря о том, что сухая масса не 100, а 80, груза может быть не 20, а 27 - но это мелочи; при этом 10 тонн из тех 80 - масса движков, дальше если поковыряться - можно нарыть, сколько именно приходится на массу кабины и сопутств. Можно прикинуть, исходя из "Союзов" и "Прогрессов", сколько сухой массы пришлось бы пулять и возвращать исходя из 8 человек экипажа и стольки тонн груза.
Т.е. если убрать движки и требования к обеспечению 2-хнедельного проживания 8 человек со всеми бебехами - сухая возвращаемая "служебная" масса ощутимо упадёт.
Старый> Подозреваю что удельная стоимсть обслуживания при уменьшении ПН возрастает.
Подозреваю строго наоборот
Тем более что тут - всё другое: другая теплозащита, другие условия её работы - она не повреждается еще при старте.
Старый> Изготовление каждый раз новой ракеты и движков покроет межполётное обслуживание движков как бык овцу.
Оно вообще не в тему и нет смысла сравнивать.
Напомнить, сколько один только бак шаттла стоил, или сами вспомните?
Старый> А переборка бортовой ДУ никуда не девается.
Да это пустяки по сравнению - слабенькая тормозная ДУ (ну может еще для довыведения), тьфуй. Можно сделать большой запас, совершенно непредельные параметры. Да хоть бы и новую каждый раз ставить - если как в клиперовском концепте использовать в этом качестве РДДТ системы аварийного спасения (одна из хороших клиперовских идей).
Fakir>> Не было бы проблем, погубивших "Колумбию" - птичка наверху РН, по брюху и крыльям лёд не долбит.
Старый> Это далеко не самая главная проблема.
Старый> Главная проблема - многоразовость.
Долбёжка по брюху - одна из главных проблем многоразовости: снижает безопасность ("Колумбию" именно это убило) и резко увеличивает затраты на межполётное обслуживание (смотрим на доколумбиевскую и послеколумбиевскую цифири, долго и печально вздыхаем).
Нет долбёжки - безопасность выше, обслуживание дешевле.
Старый> Попытка скрестить многоразовые с одноразовыми приводит к тому чтоо их недостатки объединяются а достоинства - нет.
1. Сам тезис достаточно голословен.
2. Это в общем-то и не скрещивание. Просто другая нагрузка для самой обычной РН - а ей практически пофигу (за исключением требований к надёжности), что запускать: спутник, одноразовый КК, многоразовый КК, массогабаритный макет или чучело кита. Соответственно на ракеты вообще не смотрим - надо сравнивать только цену межполётного обслуживания (+ амортизацию) с ценой нового корабля.