В прошлом году эту информацию я выложил на другом родственном Форуме. Надеюсь, что здесь она тоже будет ко времени и к месту.
На фоне спаренной 40-мм зенитной установки “Бофорс» шведского производства югославского эсминца «Загреб» (типа «Београд») запечатлены обслуживающиее ее моряки во главе с артиллерийским офицером корабля (аналог отечественного командира БЧ-2) капитан-лейтенантом Сергеем Машера (Sergej Mašera).
Военно-морской флот Королевства Югославии за время краткосрочной «апрельской войны» 1941 года с Германией и Италией в целом ничем особым себя не проявил, поскольку в непосредственный боевой контакт с флотами противника не вступил. Авиационные налети итальянцев показали слабую подготовленность югославских моряков к боевым действиям в современной войне, но и к существенным потерям не привели. Лишь корабли Дунайской речной флотилии смогли в полной мере почувствовать силу немецкой авиации. После капитуляции Югославии и предшествовавшего ей развала государства корабельный состав флота практически полностью был сдан победителям и впоследствии передан Италии, а также вновь созданной Независимой Державе Хорватов. Лишь одна подводная лодка и несколько торпедних катеров были уведены экипажами в Грецию и в дальнейшем принимали участие в войне на стороне западнях союзников.
Но был и третий путь для моряков Югославии. Его избрали два офицера эсминца «Загреб» - капитан-лейтенаты Сергей Машера и Милан Спасич (Milan Spasić). 29-летний словенец Машера и 31-летний серб Спасич, служивший на «Загребе» минным офицером (командир БЧ-3), отказались исполнить приказ командира покинуть корабль перед сдачей его представителям Италии и посредством произведенного ими взрыва боезапаса полностью уничтожили эсминец. При взрыве погибли и оба офицера, причем, все факты свидетельствуют о том, что гибель свою они предвидели и сознательно пошли на смерть, не предприняв попыток спастись.
Кстати, корабль погиб совсем недалеко от места, где сейчас расположен международный аэропорт Тиват, на который прибывают все самолеты, направляюшиеся в Которскую бухту Черногории.
Тело Спасича было вскоре обнаружено и предано земле с военными почестями. Останки Машеры нашли лишь после войны и захоронили их на родине погибшего.
В 1973 году Президент СФРЮ Иосип Броз Тито присвоил Машере и Спасичу звания народных героев Югославии. Долго думали, ведь герои были офицерами Королевского флота.
В парке города Тиват установлен памятник героям. В их честь названы улицы, музеи и т.д. Один из них – морской музей имени Сергея Машеры в городе Пиран (полуостров Истрия), часто посещаемый нашими туристами.
В 1968 году по мотивам подвига Спасича и Машеры был снят совместный франко-югославский художественный фильм «Пламя над Адриатикой». Он выложен (с дуб** на русский) в Сети, но просмотреть или скачать у меня как-то не получается. Кто-то очень хочет поиметь копеечку, но прямо не говорит об этом, а крутит информацией, как цыган кобылой. Через дебри их заморочек мне пока не удалось пробраться…
Иллюстрации к изложенному, к сожалению небольшого размера, поскольку братья-югославы так и не смогли нормально проиллюстрировать подвиг своих народных героев.
Капитан-лейтенант Сергей Машера
Капитан-лейтенант Милан Спасич
Эсминец "Загреб"
То, что осталось от корабля после взрыва
Памятник Спасичу и Машере в городском парке Тивата (Черногория)
Аэропорт Тивата. Крестиком я отметил место гибели "Загреба"
С неизменным уважением
Л.И.