raiting> В 85 году база в Камрани (СРВ) считалась ПМТО и базировалась там 17 ОПЭСК
Home Цель создания сайта:
В первую очередь, сайт задумывался, как доступное средство общения ветеранов – кто служил или имеет какое-либо отношение к советской (российской) военно-морской базе на полуострове Камрань в СРВ. В то же время прокладывается некий мостик в настоящее время, когда идет работа под лозунгом «никто не забыт, ничто не забыто»
Интернет предоставляет нам возможность обратиться ко всем, кто имеет отношение к истории российско-вьетнамского сотрудничества, с просьбой помочь в сборе материалов для восстановления истории, событий, и в первую очередь - имен людей, которые сегодня незаслуженно забыты.
// Дальше — www.camranh.ru
СССР, история создания и использования ПМТО
С середины 60-х годов ХХ века советский флот вышел в Мировой океан, где начал нести боевую службу. Надводные корабли и подводные лодки, самолеты морской авиации находились на океанских просторах в целях стабилизации обстановки. Расширение масштабов и районов плавания кораблей, полетов морской авиации потребовали более широкого тылового и технического обеспечения сил флота. Не имея баз за рубежом, Главный штаб ВМФ при содействии Министерства иностранных дел развернуло работу по созданию пунктов материально-технического обеспечения (ПМТО) на территориях дружественных стран.
Бывшая военная база США на полуостров Камрань, провинции Кхань Хоа, привлекала внимание своим географическое положением, во всех отношениях удобным и выгодным для расположения военно-морской базы. Район базы является стратегически важным районом, так как:
позволял контролировать Малайский и Сингапурский проливы; позволял вести радиоразведку, пеленгование зоны Персидского залива, северной части Индийского океана, Филиппинскою моря, Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей:
здесь же были расположены страны блока АСЕАН с наиболее высокими темпами развития в мире, запасами нефти на шельфе, интенсивными закупками современного оборудования и стратегического сырья.
Полуостров Камрань с внутренней бухтой Биньба и Камрань идеально защищены от погодных явлений; глубины и размеры бухт позволяли базировать корабли и суда любого класса.
Кроме этого полуостров Камрань располагал огромным естественным преимуществом, важным для размещения военно-морской базы: это наличие больших запасов пресной воды, пригодной для употребления.
Была очевидно выгодно использовать уцелевшие сооружения - причалы, дороги, строения, построенные еще американцами.
В конце 1978 года в СРВ побывала представительная делегация офицеров центральных управлений ВМФ и Тихоокеанского флота (ТОФ). 30 декабря был согласован и подписан совместный протокол, основа для переговоров по созданию ПМТО и его совместному использованию.
2 мая 1979 года было подписано двустороннее Соглашения между правительствами СССР и СРВ об использовании Камрани как ПМТО Тихоокеанского флота советских ВС - фактически договор о бесплатной аренде на 25 лет. В этот же день на основании этого Соглашения по распоряжению Генерального штаба Вооруженных Сил СССР, на основании директивы штаба ТОФ № 13/1/0143 от 28.08.1980 года был образован Пункт материально-технического обеспечения (ПМТО) на полуострове Камрань СРВ - в/ч 31350.
В соответствии с Соглашением в военном порту Камрань могло одновременно находиться 8-10 советских надводных кораблей, 4-8 подводных лодок с плавбазой и до 6 других военно-морских судов. На аэродроме разрешено одновременное пребывание 14-16 самолетов-ракетоносцев, 6-9 разведывательных самолетов и 2-3 транспортных самолета. Исходя из обстановки, количество кораблей и самолетов могло быть увеличено по согласованию между МО СССР и МНО СРВ.
Уже в мае 1979 года советские корабли начали осваивать территорию полуострова. Летом того же года пришвартовалась к вьетнамскому пирсу атомная торпедная субмарина К-45. А вскоре на аэродроме Камрань появились самолеты Тихоокеанского флота.
В декабре 1979 года Камрань посетил главнокомандующий Адмирал Флота Советского Союза С. Горшков, посвятив знакомству с ее объектами целый день.
Первый состав военнослужащих от Тихоокеанского флота прибыл в апреле 1980 года в количестве 54 человек, а уже в августе 1980 года состав увеличился за счет группы связи на 24 человека. В тот период на полуострове личный состав размещался в старых вьетнамских домиках и палатках.
Командованием ВС и правительством СССР на 922 ПМТО возлагались следующие задачи:
обеспечение кораблей и судов, во время стоянки в порту Камрань электроэнергией, водой, ГСМ и продовольствием;
поддержание установленных запасов МТС, выдача и доставка на проходящие корабли и суда ВМФ МТС (в т.ч. ЗИП, техническое и шкиперское имущество);
Осуществление транзитной связи кораблей и судов ВМФ с КП ТОФ и ВМФ из зоны Тихого и Индийского океанов;
Использование аэродрома в Камрани для базирования противолодочной авиации и самолетов-разведчиков;
сохранение собственной инфраструктуры;
развитие и поддержание Российско-Вьетнамского содружества.
Существование базы значительно облегчало для ТОФ и в целом для флота страны решение вопросов обеспечения необходимыми запасами кораблей и судов, решающих различные задачи в акватории Южно-Китайского моря на театре Тихого и Индийского океанов. Это была единственная база России, расположенная на расстоянии 2500 миль от ближайшего российскою порта.
Камрань была крупнейшей военно-морской базой СССР за рубежом. В то время она была нужна как противовес американской ВМБ Субик-Бей (Филиппины), это в конечном итоге способствовало сохранению мира и стабильности в Юго-Восточной Азии.
С осени 1983 года по август 1991 года в порту Камрань дислоцировалась 17 оперативная эскадра, а с августа 1991 года по декабрь 1991 года - 8 ОПЭСК.
На аэродроме размещался Отдельный Смешанный Авиационный полк (ОСАП) в состав которого входили - 4 самолета Ту-95, 4 - Ту-142, эскадрилья Ту-16 различных модификаций порядка 20 единиц, эскадрилья Миг-25 (порядка 15 единиц), 2 транспортных самолета типа Ан-24 и 3 вертолета Ми-8 (данные на 1986 г.). Кроме этого к полку была приписана база противолодочного и ракетного вооружения и ТЭЧ (технико-эксплуатационная часть).
В соответствии с Соглашением между СССР и СРВ от 20 апреля 1984 г. был заключен контракт по строительству объектов РС-3 в счет безвозмездной помощи СРВ со стороны СССР. Всего с 1984 г. по 1987 г. советской строительно-монтажной организацией СовСМО "Загрантехстрой" под руководством Е. С. Бобренева было введено в строй 28 объектов различного назначения и жилых домов. В то время общая численность гарнизона достигала около 6000 человек вместе со строителями.
Как предусматривалось Соглашением от 20 апреля 1984 г. (п.71), построенные объекты установленным порядком передавалась вьетнамской стороне. Первая очередь объектов была построена еще в декабре 1987 года, после чего советские специалисты приступили к их эксплуатации на основе безвозмездной аренды.
В конце 1980-х началось сокращение нашего присутствия на базе. Как писала газета "Правда" 19 января 1990 г.: "В рамках мероприятий по уменьшению численности советских вооруженных сил в восточной части территории страны, переводу их на сугубо оборонительную структуру и в азиатско-тихоокеанском районе Советский Союз по согласованию с вьетнамской стороной приступил к сокращению своего присутствия в порту Камрань. В конце 1989 года осуществлен вывод оттуда самолетов МИГ-23 И ТУ-16. К началу 1990 года там остался авиаотряд переменного состава (шесть - десять самолетов)".
С января 1992 года по октябрь 1993 года в Камрани дислоцировалась 119 ОБРКС (Отдельная бригада разнородных кораблей и судов). С октября 1993 года, когда бригада кораблей была сокращена, оставшиеся части и подразделения были переподчинены командиру 922 ПМТО.
В начале 90-х большая часть причального фронта и портовых сооружений были переданы в постоянное пользование вьетнамской стороне.
С середины 90-х годов до момента расформирования ПМТО Камрань в апреле 2002 года, советскими, а затем российскими специалистами использовались следующие объекты:
Жилой городок ПМТО, где находились: штаб в/ч 31350 и казармы личного состава, столовая личного состава на 250 посадочных мест, хлебопекарня, банно-прачечный комбинат, клуб, средняя школа № 183, 18 жилых домов. объединенный склад для хранения и выдачи материальных средств, автомобильный парк (вместе со специальной техникой);
Пирсовая зона.
Резервуарный парк на 14 тыс. м3 - для хранения горюче-смазочных материалов.
2 холодильника общей емкостью 270 тонн - для содержания запасов продовольствия.
12 металлических хранилищ на 5 тыс. тонн - для хранения других материальных средств.
Два водозабора из 6 скважин: один для обеспечения гарнизона водой, один для обеспечения кораблей и судов.
Центральная дизельная электростанция мощностью 24000 кВт для обеспечения электроэнергией всех объектов гарнизона и объектов СРВ на полуострове.
С января 1995 г. в соответствии с директивой №730/1/0908 ПМТО переведен на штат 73/916-57 и имел в своем составе подразделения:
Управление ПМТО, Финслужбу, Узел связи, Авиакомендатура, Отделение МТО (продслужба, вещевая служба, склад горючего, объединенный склад, автомобильный взвод, банно-прачечный комбинат), Военная комендатура, Отделение морской инженерной службы, Отдельная рота охраны, Санитарно-эпидемиологическое отделение, Пожарный расчет, и отдельные части, подчиненные командиру ПМТО в гарнизонном порядке: Полевое учреждение Центрального Банка РФ; Прокуратура; Особый отдел; Военно-морской госпиталь; Средняя школа №183.
С 1995 года по 2002 год в гарнизоне проживало в разные годы от 600 до 700 человек. Это был тот минимум военных и гражданских специалистов, которые обеспечивали нормальную жизнедеятельность гарнизона и выполнение задач, стоящих перед ПМТО.
В 1995 году в Камрани произошло трагическое событие, всколыхнувшее всю Россию - 12 декабря при заходе на посадку в аэропорту Камрани погибли три из пяти истребителей Су-27 из эскадрильи "Русские витязи", возвращавшиеся в Россию с аэрошоу в Малайзии.
За весь период пребывания советских и российских военных специалистов на полуострове Камрань сложились хорошие дружественные отношения с военными моряками ВМС СРВ, несшими службу рядом на полуострове. Кроме решения совместных вопросов военно-технического сотрудничества, очень часто проводились совместные с вьетнамской стороной культурные и спортивные мероприятия, торжественно отмечались национальные и государственные праздники. Все это создавало атмосферу дружелюбия, взаимопонимания и уважения у граждан обеих стран.