А Вы вот спросите,если все продавалось за копейки,то за какие деньги покупались зерно.. оборудование..трубы.. металл для машин и пр ? СССР за копейки никто ничего не давал.
А теперь цифры...
Таймчартерная ставка лесовоза типа Мирный составляла 1200 инв руб и более,что было примерно 2500-3500 долл сутки.Колебалась от рынка.времени года и пр. На сегодняшний день ставка подобного судна 2000-2300 евро. У Мирных была тяжеловесная стрела 30 тн и это добавляло возможностей и повышало ставки. Эти суда могли выгружать лес своими стрелами.
Теперь о лесе.
Лес просто так не продавался.Было всесоюзное обьединение Экспортлес,которое участвовало в торгах на лесных биржах (за границей) Такие биржи были в Лондоне, в Германии и т д
Контракты на перевозку леса обычно заключались осенью на следующий год. т е фьючерные.
Лес был совершенно разнымкак Вы понимаете,сосна растущая на Севере и сосна растущая южнее-имеют разную структуру. Поэтому стоимость приведу от и до.
Так вот... 1 кбм пиленного леса продавался на бирже от 100 до 200 долл Кругляк стоил в 2-3 раза дешевле.
Принцип торгов-кто больше даст. В большей части это были традиционные перекупщики. По получению груза,лес доводился до нужной кондиции и перепродавался более дорого.
Перевозка.
Контракты по Игарке заключались так,что лес должен был вывозиться только советскими судами,там же в контракты вбивались надбавки к фрахту за ледовое плавание.
Фрахт за перевзку леса из Играки колебался от 50 долл до 150 долл за кубометр.В зависимости от порта назначения и качества леса. Были разные пакеты по размерам, были пакеты одной дл, были пакеты разной дл. Т е ровный пакет,а из него торчит 5-10 досок другой дл. Такой лес было труднее укладывать.
Лес на ГДР - один фрахт,а лес на Александрию-другой фрахт. Поэтому я указал вилку.
Лес из Ботнического залива- фрахт был 70-100 долл за кбм.
Теперь считайте.
Мирный в среднем брал 4300-4500 кбм. 4300 x 100=430000 долл
Рейс из Игарки до Англии занимал 15 суток. Хорошо 20 суток
Отнимите расходы на судно, про топливо говорилось выше и как Вы считаете.. это копейки?
Мирный в сутки расходовал 9 тн тяжелого топлива при скорости в грузу почти 13 уз
Тонна дизельного топлива тогда стоила около 80-100 долл а тяжелое стоило еще дешевле.
Посчитали ?
Эконосичный ход использовали только в одном случае... приходить после нуля часов.чтобы получить лишние валютные сутки к зарплате
Если сейчас судовладелец судна подобной грузоподемности зарабатывает за это время 15-30 тыс долл,он прыгает от счастья.
Вот так работали лесовозы,поэтому балластные переходы были мелочью в сравнении с заработком.
У нас в пароходстве было - 14 лесовозов типа Мирный 3-Вытегралес 6- Игорь Грабарь 3-Пионер Москвы.
Вот и считайте.как зарабатывало п-во
Все участвовали в Игаркских рейсах и не по одному разу.
Специальные гонцы ездили в Министерство.чтобы получить как можно больше таких рейсов.
Сейчас специально позвонил бывшему нач.пароходства..спросил.были ли минусовые рейсы в пароходстве..
Он ответил.что в его бытность минусовых рейсов не было ни у одного судна пароходства.
Вот такие фрахты и низкие расходы. Но лесные рейсы считались за счастье и для конторы и для моряков.
Платили экипажу за крепление.за накрытие каравана. за раскрепление.за сбор стропов.за зачистки.надбавки за Север за тальманство.за лишние кбм леса. и т д.
Экипаж смотрел за укладкой. Считали груз и на борту и тальман на берегу. Человек следил.чтобы не пропадали стропа. Платили в чеках ВТБ.
Финнам-шведам было по барабану,какое судно им подадут. Ледового класса или нет.
Все описано в обычаях порта и лоциях, судам с каким классом и в какое время разрешено заходить в этот порт.
Если Вы хотите знать цифры по ММФ. то издавались книги к памятным датам и хорошая книга Пузырева.там приводятся цифры в сравнении по годам.
Стране нужны были деньги на покупку зерна. За перевозку и простои платили иностранцам огромные деньги. Были проблемы с вагонами и большие по тем временам.балкера простаивали на рейде месяцами.
СССР столкнулся с такой проблемой.что элеваторы были.но они работали традиционно только на вывоз и принимать зерно с судов не могли. Поэтому все выгружалось в вагоны.
Про костеры.
Были они в советское время и работали тоже очень успешно. Как пример. Погрузка металла в Антверпене и доставка сразу в Тольятти. Исключалась перевалка в морских портах. так же и зерно и др.грузы.
В планы вбивалась окупаемость лесовоза 5 лет! А суда работали по 20 лет и более принося чистую прибыль.
Кстати. цены на лес мало изменились. В среднем сейчас 170 долл за кбм
Северный завоз.
Суда грузились только в Мурманске или Архангельске. Очень редко в Питере.Из-за границы ничего не возили.
Завозили буквально все.. от техники. до конфет мишка на севере и шоколад Аленушка и Сказки Пушкина.. Не говоря уже о алкоголе.
Мебель.одежда. Если идут консервы. то на борту представитель производителя.Он отвечал и сдавал груз.
С нами на Хатангу ходил представитель армянского завода - компоты из персиков и пр.
Были суда.которые снабжали полярные станции.военные гарнизоны.. но это уже из другой оперы.
Флот зарабатывал огромные деньги и конечно доставались они не пароходству. Но ведь владелец был ММФ.
Но все были не в обиде.
Покупалось снабжение. строились здания управлений.квартиры.покупались товары за границей и распределялись между моряками. строили отличные базы отдыха и больницы. Министерство разрешало т к сами этим тоже пользовались. При убыточной работе.этого бы ничего не было.
СССР- и морской флот это была хорошо отлаженная машина. Безответственно утверждать.что все было плохо.
А вот почему все рухнуло-это уже вопрос для другой темы.