Вот такой человек был у меня в электрогруппе:
3 мая 2006 г.
Морская закалка трудового фронта
Вся жизнь 77-летнего южносахалинца, бывшего работника «Сахалинморнефтегаза» Геннадия Ивановича Бондаренко связана с морем. Как знать, какую бы он профессию получил, если бы не начавшаяся война.
Тогда ему, 13-летнему подростку из Владивостока, пришлось пойти юнгой на торговый флот – семья жила тяжело, и кто, как не он, должен был помогать матери. После обучения азам ремесла парня определили на суда, которые перевозили технику из Америки по ленд-лизу. Опасностей на этом морском пути тоже хватало – на море, как и на суше, продолжалась война. Соответственно, каждому моряку, невзирая на возраст, приходилось испытывать большие нагрузки – и физические, и морально-психологические. Одно слово – трудовой фронт. И не случайно каждый корабль, перевозящий грузы по ленд-лизу, считался отдельной войсковой частью. Соответственно, дисциплина была такой же, как и у военных, – на берег можно было выйти только по увольнительной. Единственное отличие – экипажу не выдавали форму. Зато на бортах стояли пушки, и Геннадия Бондаренко, показавшего меткость в стрельбе, назначили первым номером на корабельном орудии. Бывший работник «Сахалинморнефтегаза» до сих пор помнит название парохода, на котором он вышел в свой первый рейс, – «Балхаш».
На нем как раз везли наших матросов – принимать новые военные корабли.
Помнит ветеран и такой момент – среди американских докеров было немало эмигрантов из России. И некоторые из них, будучи пожилыми людьми, не имея детей, волнуясь подходили к нему, безусому юнге, и говорили: оставайся здесь, мы хотим, чтобы ты жил у нас и был как сын – нуждаться не будешь ни в чем, это не голодная Россия. Мальчишка, понятное дело, отказывался: он даже представить себе не мог, что оставит свою маму и в далекий Владивосток уже не сможет вернуться.
Возить на кораблях приходилось все – военную технику, взрывчатку, а также продовольствие и целые нефтеперегонные заводы. Возили по морю из Америки даже громоздкие паровозы. Чтобы их разместить, на верхней палубе варили рельсы, на них и загоняли груз. Работа на стоянках была самая что ни на есть авральная.
– Когда стояли в Америке на погрузке, – вспоминает Геннадий Иванович, – было так: с утра до 12 ночи работаешь, потом до 4 утра стоишь вахту у трапа. А с 4 до 8 можешь поспать. Только на переходе, в море, и можно было более-менее отдохнуть. А потом, во Вдадивостоке, аврал начинался снова.
Судов в море тогда стояло много, ждать разгрузки им приходилось и по месяцу. Это при том, что разгружаться помогали и экипажи, и приезжие докеры со всего Союза. Но все равно – работать приходилось на износ. Как вспоминает Геннадий Бондаренко, снимали привезенные паровозы с палубы за трое суток. Темп был таким напряженным, что, бывало, матросы засыпали на обеде с ложкой в руке. Заснуть не давал голос старшего: а ну, доедать – и на палубу!
Ушел с флота юнга Бондаренко в 1946 году. Но ушел, чтобы вернуться: стал учиться в техникуме во Владивостоке, получил профессию судового электромеханика – и в родную стихию. И снова пришлось соприкоснуться с войной: на пароходах возили наши войска в Корею, когда там шла война. А дыхание ее было вполне ощутимо. Одно судно – «Трансбалт» – после попадания торпеды затонуло. Для Геннадия Ивановича это событие особенно врезалось в память – ведь как раз на том судне он ходил сам незадолго до его гибели…
В общей сложности он отдал флоту 36 лет. После корейской эпопеи была работа на рыболовных судах УМРЗФ (управления морского рыболовного и зверобойного флота). Там он ходил на плавбазе «Феликс Дзержинский», где был известный на флоте капитан Атаршиков, побывавший в плену у немцев. Поскольку база УМЗРФ находилась в Холмске, то и бывать там по работе приходилось довольно часто. Там, в Холмске, судовой электромеханик встретил свою жену и окончательно перебрался на Сахалин.
В 1978 году он перешел на работу в систему «Сахалинморнефтегаза», в Дальневосточное морское управление разведочного бурения (ДМУРБ). На буксирах таскал морские буровые установки, в том числе и те, которые открывали месторождения нашего шельфа. По морю обошел полсвета. Доводилось бывать и в Америке, в тех местах, куда ходили в войну. Государство оценило его заслуги на трудовом фронте медалями и орденом Отечественной войны, «Сахалинморнефтегаз» не раз награждал его за нелегкую работу в море.
А трудовой фронт и море закалили – и физически, и морально. Радует, что есть возможность ездить во Владивосток, где живут дочь, внуки и правнуки, где можно встретить тех, с кем в войну и после нее ходил в море. У Геннадия Ивановича самый что ни на есть морской характер. Он не привык жаловаться на судьбу, на материальные трудности. Тем более что сейчас, после ельцинского лихолетья, жизнь у ветеранов начала потихоньку налаживаться. Кроме того, не забывают ветерана в «Сахалинморнефтегазе», поздравляют с праздниками, дарят подарки. Геннадия Бондаренко как представителя военного поколения беспокоит сейчас другое: молодежь уже плохо представляет себе, какой была Великая Отечественная война на самом деле, какими жертвами она обернулась для народа. Доходит до того, что некоторые заявляют, что поражение в ней обернулось бы благом для России.
- Поэтому, – с горечью замечает ветеран, – лишний раз стараюсь пиджак с наградами не надевать.
А каково сознавать, что нынешние школьники строят свои представления о войне по американским блокбастерам и на полном серьезе думают, что победе над Гитлером мы обязаны именно Соединенным Штатам! Это дико звучит и для меня, который войны не видел и появился на свет через 20 лет после ее завершения. Потому что это страшно, когда у подрастающих поколений стирается историческая память. Пока не поздно, общество и государство должны остановить этот разрушительный процесс. Потому что мы быстро перестанем быть россиянами, если забудем, что Америка только помогала нам в войне поставками, а перевозили технику, рискуя жизнью, воевали и гибли за нас такие вот юные и совсем еще молодые парни, как Геннадий Иванович. И если бы не они, не было бы Победы в мае 1945-го, не было бы нашего государства, да и многих из нас.
Андрей ЕВСЕЕВ.
От себя добавлю его суда у нас в конторе:
ТБС ПОРОНАЙ
ЛСС ДЕЙМОС
Был он 1929 гр и уволился где то году в 95, но ещё подрабатывал где то на частных судах.
Это сообщение редактировалось 19.09.2008 в 17:27