Как эти вопросы решались на судах Дальневостосчного морского пароходства в период 1976-1981 г.г.
Вахтенные штурмана обязаны были докладывать капитану о всех встреченных в море военных кораблях. Потом на мостик вызывали меня, как единственного владельца "Справочника по иностранным флотам", и совместными усилиями определяли данные "супостата". Кстати, этот справочник поставлялся на суда, но штурмана очень быстро ему "делили ноги". А я свой сберег до сих пор. Далее мастер (капитан) составлял шифрованную радиограмму в Москву, в контору, именовавшуюся в честь какого-то камня (Изумруд, Рубин или что-то подобное). Капитанами очень ценилась краткость информации, из чего я сделал вывод, что шифрование текста дело трудоемкое. Передавали шифровку мы – судовые радисты. Кто и как делал разведку в портах, я не в курсе, поскольку не привлекался.
Как-правило в рейсах на Японию количество людей на борту увеличивалось за счет пассажиров, а также дополнительных членов экипажа, например, ремонтников. В один из рейсов начальник радиостанции привел в радиорубку незнакомого товарища, познакомил и обьяснил, что я по просьбе гостя обязан буду покидать радиорубку на указанное им время. Оставался он в уединении недолго, а потом вместе кофейничали и "точили лясы". В судовой роли он значился не радистом, а кем-то другим. В Йокосуке, где базировались корабли 7-го (или 6-го) флота США, гость много гулял и фоткал потихоньку эти самые пароходы. После я встретил его во Владике в форме с погонами капитана 2 ранга. Немного удивился, поскольку считал, что он из "конторы глубокого бурения", а оказалось, из разведки флота.
Кстати, на судах были агентя от "конторы" и от водного отдела милиции. К первым относились вполне терпимо, поскольку мы были тогда все патриотами и ценили важность их работы, а главное, они не мешали морякам жить. Контрабанда их интересовала только "политическая", то есть, антисоветчина, религиозная и порнография. А вот люди от милиции "стучали" про все отклонения от нормы, за что их крепко не любили. Как правило, стукачей быстро определяли и относились к ним соответственно. Были случаи, что теряли кого-то в открытом океане…
На пасажирских лайнерах было гораздо основательней. На "Федоре Шаляпине" было три человека от конторы: один из пассажирских помощников – майор, один из помощников директора ресторана – капитан, а также один из четвертых помощников – лейтенант-шифровальщик. Все об этом знали. Их шифрованные сообщения передавали судовые радисты.
Когда перевозили кубинских военных из Эфиопии на Кубу и обратном направлении их сопровождал капитан-лейтенат с Черноморского флота. Он регулярно приносил шифровки несколько раз в сутки. Мы были тогда уверены, что нас на расстоянии сопровождают советские подводные лодки. Интересно, правда или нет?