Особенности управления водомётными движителями МРК пр. 1240
Для управления маневрами корабля при швартовке к пирсу, плавании в узкости в водоизмещающем положении с поднятыми КУ на МРК пр. 1240 установлены двигатели малого хода (ДМХ) состоящие из двух дизель-редукторных агрегатов «ДРА-211» и двух водомётных движителей ГД-1240 с двухступенчатым осевым насосом и реверсивно рулевым устройством (подробное описание дано в разделе энергетической установки).
При швартовки или отходе от пирса у окружающих вызывало изумление и не поддельный интерес услышанные ими команды подаваемые по громко говорящей связи
«Барабаны назад малый», «Барабаны лево 30 вперёд полный», «Рули открыть вправо 15», «Рули закрыть» и т.д. На пирсе любопытствующая публика спрашивала с сарказмом командира какими барабанами он управляет концертными или эстрадными. На что он, что бы не вдаваться в длительное объяснение отвечал, что это большая тайна. Откроем эту тайну на графическом материале, таблицах, тексте.
Состав и компановка водомётных движителей
Поворотные барабаны представляют собой два обода с вставленными в них пластинами под углом 30 градусов через равные промежутки, через которые проходит нагнетаемая рабочим колесом вода и создаёт направленный вектор тяги. Вращение барабанов не ограничено 360 градусов
Активные рули представляют собой две пластины на вращающихся валах установленные в месте выхода ходовой камеры из транца , имеют два положения открыты, закрыты и управляются в пределах 25 градусов
Используются при движении корабля только вперёд, увеличение или уменьшение хода
Осуществляется изменением оборотов дизелей «ДРА-211»
Таблица подаваемых команд и их исполнение при управлении кораблём под барабанами
Управление кораблём под барабанами запраграмированно по автомобильному принципу, куда хочешь повернуть корабль такую команду и подавай. Вперёд и вправо малым ходом подаётся команда «малый вперёд право 10-15-30-60-90» хочешь быстрей выполнить маневр увеличивай ход, Тот же принцип при движении назад. Куда хочешь подать корму корабля такую команду и подовой, Барабаны будут занимать такое положение при котором вектор результирующей силы будет направлен в соответствии с поданной командой.
Управление кораблём под рулями осуществляется по принципу реактивной тягой проходящей через пластины рулей нагнетаемой рабочим колесом водой
Управление водомётными движителями осуществляется с дистанционного пульта «АУВ-3» расположенного в ходовой рубке и состоящего из двух блоков, управление рулями, управление барабанами. На каждом блоке расположены переключатели включения блоков управления ( что бы исключить несанкционированное подключение к управлению другого блока), манипуляторы управления, информационные табло показывающие фактическое положение исполнительных механизмов.
Водомётные движители существенно расширяют возможности при управлении маневрами корабля при швартовке и движении на внутреннем рейде, прежде всего за счет практически неограниченных маневренных возможностей в отличии от винтовых кораблей, и на раз выручали командира при швартовках в стесненных и сложных погодных условиях позволяя швартовать корабль «ювелирно» притирая его к пирсу с точностью до метра в окружении других стоящих рядом кораблей, вызывая восхищения командиров кораблей. Но для этого необходимо обладать «чувством корабля» и хорошим знанием водомётов навыками в их управлении.
Само управление очень простое но требует специальной подготовки рулевого, концентрации его внимания.
Касание грунта «МРК-5» при выходе из Карантинной бухты произошло из-за отсутствия таких навыков у вновь назначенного командира корабля и рулевого управляющего водомётами. После команды командира «Рули закрыть» рулевой передвинув ручку манипулятора «АУВ-3» в положение «Рули закрыты» и не проверив по информационному табло положение рулей выключил панель управления рулями перейдя на управление барабанами. Рули полностью не закрылись продолжали создавать поступательное движение корабля вперёд прямо по курсу которого был берег. Командир не имея достаточного опыта управления не понимал что происходит почему он даёт команды на барабаны а они не исполняются, растерялся что и привело к касанию кораблём грунта.