Monya> Авария "Протона" - все таки нечастое дело.
К сожалению, достаточно частое. Ариан-5 летает куда стабильнее.
Monya> Проливы топлива - тоже.
На самом деле, при каждой заправке "Протона" сколько-то улетучивается. Я не смотрел учебных фильмов про "Протон", но смотрел и про Р-14, Р-16, УР-100 (8К84), и везде, при штатной заправке, видны облачка тетраоксида азота. Пары НДМГ не видны, да и давление паров его куда меньше, но сколько-то из металлорукавов испаряется при отстыковке, как их ни продувай.
Monya> А выхлоп РДТТ при штатном пуске - как бы вредная константа.
Да, но из 100 тонн хлороводорода, выделяющегося при запуске Шаттла, основную экологическую опасность представляет, как ни странно, не приземный, а стратосферный - из него фотолизом образуется свободный хлор, который разрушает озон.
Monya> Так что фигня все эти экологические претензии.
В основном - да, фигня, но случаи токсического гепатита на Байконуре не редкость. И хотя, конечно, чаще всего они связаны с нарушением ТБ исполнителем, бывает, что страдают и ни в чём не повинные люди. Продукт частичного окисления НДМГ - нитрозодиметиламин - даже ещё более вреден, его ПДК - доли микрограмма на кубометр воздуха
Monya> А вот производство чего более вредно - вопрос отдельный. Там еще бабка надвое сказала.
Нужны надёжные статистические данные, которых у нас нет. Большая их часть вполне себе засекречена. Но НДМГ обычно получают, как раз, через промежуточную стадию нитрозодиметиламина. Правда, есть альтернативные способы.