Импульс тяги твердотопливного ракетного двигателя составляет 245 с, а максимальная скорость в момент выгорания топлива - порядка 7560 км/ч (7,1М), что примерно на 23% быстрей, чем у ЗУР MIM-104C комплекса «Patriot PAC-2» (5,76M). Ракеты способны перехватывать гиперзвуковые воздушно-космические элементы высокоточного оружия на скоростях до 2800 м/с на встречно-пересекающихся траекториях, а также гиперзвуковые цели со скоростями около 5М (1475 м/с) на догонных траекториях в заднюю полусферу (второй вариант реализуется на дальности не более 40 - 50 км от зенитно-ракетного дивизиона С-300ПМУ-2 ввиду падения скорости 48Н6Е2 при аэродинамическом сопротивлении).
Превосходные маневренные качества ракет 48Н6ДМ, как и любых других ракет с аэродинамическим принципом управления после окончания работы силовой установки сохраняются до высот 25-27 км. На высотах 35-37 км они резко снижаются из-за разреженности стратосферы, что не позволяет перехватывать высокоманевренные баллистические и аэродинамические гиперзвуковые объекты. Такие же высотные ограничения имеются у ракет 5В55Р, 48Н6Е, MIM-104C, RIM-174 ERAM и любых других, не обладающих газодинамическими «поясами» двигателей поперечного управления.
На Западе этот вопрос решается с помощью ЗУР ERINT и «Aster-30» комплексов «Patriot PAC-3» и «SAMP-T», в наших «Четырёхсотке» и будущем С-350Е «Витязь» - с помощью ЗУР 9М96Е/Е2. Последние снабжены двигателями поперечного управления ДПУ, блоки которых находится ближе к центру масс ракет. Как известно, они позволяют осуществлять манёвры с перегрузкой более 20-25 ед. даже на высотах 35-40 км (и до 65 ед. на высотах до 5 км), что является фантастикой для ЗУР с аэродинамической системой управления. Противоракеты 9М96Е2 имеют дальность действия 150 км, и способны даже на завершающем участке траектории (при скорости 700-800 м/с) «довернуть» на маневрирующую цель с перегрузкой 20G на высоте 25 км; ЗУР 48Н6Е2 при аналогичной скорости и высоте полёта больше 8-10 ед. не «выдавит».
Создание зенитно-ракетного комплекса MIM-14 «Найк-Геркулес» началось в 1953 году. В это время только начиналось развёртывание ЗРК MIM-3 «Найк-Аякс», однако американские военные, действуя на опережение и предвидя создание в СССР сверхзвуковых дальних бомбардировщиков хотели получить ракету с большим радиусом действия и большим потолком.
Развитием двигателя 5Д12 стал двигатель 5Д67 ампулизированной конструкции для ракет 5В28 (В-880) различных модификаций...
Ракета Х-32 выполнена в корпусе Х-22 и их геометрические размеры полностью идентичны. За счёт уменьшенной БЧ увеличен объём баков. Установлен другой более мощный двигатель. Установлена новая помехозащищённая радиолокационно-инерциальная система наведения с радиокомандной коррекцией и привязкой к рельефу местности (от радиовысотомера). Вместо автопилота установлена система автоматического управления.
В отличие от Х-22Н, ракета Х-32 летит по значительно более крутой баллистической траектории, набирая высоту в верхней точке около 40 км, а затем пикирует на цель под большим углом.
Целью модернизации ракетного вооружения самолета Ту-22М3 является повышение его возможностей по прорыву современной противовоздушной и противоракетной обороны вероятного противника. Разработка комплекса вооружения с крылатой ракетой Х-32 была начата еще в Советском Союзе в середине 80-х гг. Это был ответ на создание в США сухопутного ЗРК «Пэтриот» и морского «Стандарт» с системой боевого управления «Иджис», а также на модернизацию истребителей-перехватчиков – ожидалось перевооружение истребителей ВВС F-15C «Игл» ракетами средней дальности AIM-120 AMRAAM, а модернизированные палубные перехватчики F-14B/D «Томкет» должны были получить и ракеты AIM-120 и дальние AIM-54C «Феникс».
Увеличение дальности пуска ракеты Х-32 в три раза по сравнению с Х-22Н практически исключает возможность уничтожения носителя до пуска, а после него он может отворачивать и совершать маневр уклонения. Существенно повысились высотно-скоростные данные ракеты, в частности – скорость и максимальная высота ее полета, что затрудняет ее своевременное обнаружение и сопровождение (захват) радарами и головками самонаведения зенитных ракет и ракет «воздух-воздух». Также улучшена помехозащищенность и скрытность работы систем ракеты Х-32 и их надежность.
Х-32 (9А2362) проект и опытная серия, авиационная крылатая ракета. Спроектирована на базе СКР Х-22Н с отличиями:
- установлена новая облегченная система самонаведения в составе ИНУ с каналами радиокомандной коррекции и коррекции по рельефу местности, а также помехозащищенной активной радиолокационной ГСН (внешнее отличие от АРГСН Х-22Н - носовой радиопрозрачный обтекатель уменьшенной длины;
- установлена новая малогабаритная специальная БЧ типа ТК-56;
- в тех же габаритах ракеты за счет уменьшения размеров БЧ м систем увеличен объем баков;
- установлен двигатель с повышенными энергетическими характеристиками.
Целью модификации было повышение ТТХ ракеты по отношению к Х-22Н:
- вероятности поражения цели в сложной помеховой обстановке;
- увеличения дальности пуска с 80...330 до 800...1000 км;
- увеличение скорости полета с 2160/3600 до 4000 (по др. данным - 5400) км/ч;
- увеличение максимальной высоты полета на баллистической кривой с 12/22,5 до 40 км.
Ракета предназначалась для вооружения самолетов Ту-22М3М.
Для повышения эффективности применения Х-32 возможно применение новых методик наведения и соответствующей траектории полета. После отцепки от самолета-носителя на высотах от 1 до 13 км ракета должна будет включать двигатель и выходить на высоту 40 км. Горизонтальный полет на максимальной высоте должен продолжаться до выхода в район цели, после чего ракета должна будет завершать наведение на указанный объект, переходя в пикирование.
Источник: Х-32 — Испытатели Испытатели © Испытатели