из истории военных подводных кабелей связи
"Другим важным элементом военно-морского дела была связь — в дни, предшествующие внедрению радио, подразумевавшая наличие сети кабелей. Владея более чем 80 процентами мировой сети кабелей, и тридцатью одним из сорока четырех судов-кабелеукладчиков, англичане были, по сути, монополистами в индустрии связи{1002}. Во время Нигерского кризиса 1898 года ни один начальник французских заморских станций не мог связаться с Парижем без того, чтобы его сообщение не прошло через руки британцев{1003}.
Наполеон III проложил первый кабель в Америку в 1869 году, но республиканцы продали его англичанам в 1872 году. Франция не восстановила телеграфную связь с Новым Светом до 1890 года — благодаря откровенной глупости Палаты, пытавшейся доить перспективные кабельные компании, тратя в то же время огромные деньги на торговый флот. Два французских телеграфных кабеля в Америку, проложенных в 1890-х годах, нельзя было считать удовлетворительными: лучший из них проходил по английской территории, второй часто выходил из строя на недели — пока компания не получала, наконец, средства на его починку. Жизненно важная линия связи между Мартиникой и Соединенными Штатами проходила через британскую станцию — Гавану.
Франция также не располагала наземной или подводной линией связи с Сенегалом, а франко-русский кабель, шедший через Данию, проходил слишком близко к германскому побережью. Меры, предпринятые французами по подкупу португальской Палаты, нельзя не назвать героическими — и благодаря им концессия на прокладку кабеля в Южную Америку через Азоры была вырвана из рук англичан — но французская Палата отказалась утвердить контракт, и он вернулся к англичанам. Пока французы, по сути, бездельничали, Джозеф Чемберлен (Joseph Chamberlain ), занимавший с 1895 по 1900 пост министра по делам колоний, распространил «красную» сеть телеграфных кабелей по всему миру, и основой британской системы защиты торговли — с ее отказом от конвоев в пользу патрулей и преследования рейдеров — была основана на том, что «на конце каждого кабеля было по крейсеру».
Во время войны слабые французские заморские станции оказались бы совершенно изолированными — и даже во время дипломатических конфликтов французы не могли передвинуть в колониях ни одного корабля, чтобы об этом не узнали англичане. Некоторые доклады Курбэ во время кампании в Китае 1884–85 годов появлялись в английской прессе раньше, чем телеграммы достигала Морского министерства. Во время Сиамского кризиса 1893 года «случайная» авария на бангкокском кабеле вынудила французов посылать сообщения через Китай и Сибирь. Но даже и эта связь была ненадежной — так как английские «рыбаки» несколько раз совершенно случайно рвали франко-датский кабель в Северном море{1004}. В 1897 году французы были вынуждены перейти на фальшивые коммерческие сообщения, но во время Трансваальского кризиса британцы предупредили и эту возможность, полностью прервав обмен коммерческой информацией{1005}.
Для французов было крайне важно изменить эту ситуацию. Когда Палата одобрила прокладку кабеля Брест-Бостон-Антильские острова, и министры торговли, финансов и колоний предложили в 1900 году билль о создании мощной кабельной сети, такая возможность, наконец, появилась{1006}. Предусматриваемая этим биллем прокладка по суше кабелей из Орана в Сенегал и из Индокитая до русских кабелей в Китае и Сибири позволяли, по крайней мере, обеспечить связь Парижа с Сайгоном и Дакаром. Предполагалось также проложить не столь длинные кабели между Мадагаскаром и Реюньоном, а также — Дагомеей и Французским Конго. Однако предложение связать Бизерту с Турцией (с ответвлением в Россию), Диего-Суарез с Сайгоном и Дакар — с Бразилией и Антильскими островами, не получило поддержки{1007}.
Французы так и не приступили к решению проблемы уничтожения вражеских кабелей. Это было не так просто как может показаться. Вблизи берегов одна миля кабеля весила 10–12 тонн, и такой кабель был способен выдержать натяжение в 24 тонны. Самый обычный аппарат, позволяющий вытраливать кабель, весил 100 тонн — что позволяло устанавливать его только на специальное кабельное судно. Английские компании, прокладывавшие большинство французских кабелей, знали их точное местоположение — тогда как французы лишь примерно представляли местоположение английских кабелей, которые к тому же из-за постоянных ремонтов вытраливались и укладывались по новой. Но даже если бы французам удалось вытралить кабель, то вероятность того, что это был не действующий кабель, а кусок кабеля, оставшийся на дне в результате многочисленных обрывов, сращиваний и ремонтов была примерно тридцать процентов{1008}. Проведенные после 1900 года эксперименты позволили создать достаточно легкое устройство: оснащенные им контрминоносцы или рыбацкие суда могли надеяться повредить кабель, взорвав рядом с ним мину: но было ясно, что систематическое выведение из строя кабеля такого изолированного пункта, как, например, Гибралтар, кабель которого, по счастью, проходил неподалеку от Уэссана, подразумевало долгую операцию, в которой необходимо было бы задействовать кабельное судно, и военные корабли для его охраны{1009}."