"Чемберлен"
Ракета "Союз-5" не устраивает нового владельца "Морского старта" из-за высокой стоимости
"Ракета Союз-5" в таком виде, в каком его представляют, нам не нужен. По сути, это потолстевшая и потяжелевшая ракета "Зенит" (которую использовали и планируют эксплуатировать для "Морского старта" - прим. ТАСС). Зачем делать новый "Зенит", чтобы через 15 лет он устарел? Основополагающий момент для нас - это цена [ракеты], и здесь мы не можем найти общий язык с нашей промышленностью", - сказал Сопов.
По его словам, ракеты "Зенит" в том виде, в котором они существуют 40 лет, могут эксплуатироваться еще шесть-семь лет, однако надо думать о замене. "Мы точно знаем, что это должна быть ракета среднего класса, которая будет выводить на низкую опорную орбиту 16-17 тонн [полезной нагрузки]", - уточнил Сопов.
Он также отметил, что для того, чтобы конкурировать с ракетами Falcon 9 компании SpaceX, которая заняла большую долю на рынке пусковых услуг, затраты на ракеты для "Морского старта" должны быть ниже, чем у американской компании.
Ответ "Чемберлену"
Эксперт считает, что говорить о цене ракеты "Союз-5" пока преждевременно
"Здесь пока очень трудно говорить о цене ракеты "Союз-5". Мы можем ориентироваться на уровень цен, которые известны у производителей аналогичных изделий ", - сказал Моисеев в беседе с корреспондентом ТАСС.
По словам эксперта, без конкретных цифр это заявление голословно. "Речь идет пока о проекте на бумаге, так что о цене разговоры преждевременны", - отметил он.
В то же время академик Российской академии космонавтики имени К. Э. Циолковского Александр Железняков отметил, что позиция С7 понятна. "То, что Сопов сделал такое заявление - его можно понять. И так уже вложены значительные средства в проект "Морской старт", а он не то, что не начал приносить прибыль, а еще не начал эксплуатироваться, ну и его эти вопросы очень волнуют", - отметил Железняков.
Он добавил, что "Союз-5" оказался привлекателен тем, что проектанты на его основе предложили создавать сверхтяжелую ракету.
Подтянулась общественность
Предприятия космической отрасли прокомментировали заявления главы S7 Space о "Союзе-5"
МОСКВА, 16 марта. /ТАСС/. Говорить об экономической эффективности ракеты-носителя "Союз-5" преждевременно и опрометчиво, однако в отрасли в целом разделяют озабоченность заказчика конкурентоспособностью ракеты. Так прокомментировали заявления главы S7 Space ("С7 Спейс") о дороговизне "Союза-5" гендиректор НПО "Техномаш" Дмитрий Панов и директор ФГУП "Организация "Агат" Дмитрий Хомаза.
Ранее глава "С7 космические транспортные системы" (S7 Space, "дочка" группы S7, купившей в 2016 году "Морской старт") Сергей Сопов сообщил, что новая российская ракета-носитель "Союз-5", разрабатываемая РКК "Энергия", не устраивает нового владельца проекта "Морской старт" из-за ее высокой цены.
"Говорить сейчас об экономической эффективности проекта, давать оценки стоимости запуска и уж тем более говорить, что проект, находящийся на самом старте, быстро устареет - ну это как-то преждевременно, мягко говоря, и опрометчиво", - сказал Панов.
Он отметил, что "Союз-5", чей технический облик определен в конце 2017 года, является проектом, в рамках которого проводится целый ряд научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по разработке и созданию технологий и специального оборудования именно для него.
Как заявил, в свою очередь, Хомаза, в отрасли понимают, "что для сохранения доли на мировом рынке пусковых услуг ракета обязана быть конкурентоспособной". "Мы слышим заказчика и разделяем его озабоченность вопросами конкурентоспособности ракеты в целом и ценой пуска в частности", - сказал он, добавив, что на данном этапе преждевременно делать выводы, поскольку пока "закончен только первый этап проектирования, работы по созданию всего ракетного комплекса еще продолжаются".
НПО "Техномаш" является головным предприятием госкорпорации "Роскосмос" по реализации Федеральной космической программы на 2016-2025 годы. ФГУП "Организация "Агат" - главный экономический институт космической отрасли.