Возможно также будет интересно почитать.
Плавучие базы (ПБ):
1 – проекта 2001М, код НАТО «Lama- Сlass» (AEM):
U533 «Коломия»
(бывшая ПРТБ-13, бывшая ПМ-724, зав.№ 626, бывший бортовой № 873)
Истории создания кораблей этого проекта началась в 50 – 60-е гг., когда Советский Союз испытывал острую необходимость в кораблях обеспечения, так необходимые для постоянного снабжения кораблей Средиземноморской и Индийской эскадр, находящихся на боевых дежурствах.
В этих условиях Николаевскому заводу имени 61-го Коммунара был выдан заказ на постройку серии из восьми кораблей 323 проекта, способных решать задачи по обеспечению всех видов вооружений как надводных, так и подводных сил ВМФ. Эти суда предназначались прежде всего для хранения, приготовления, транспортировки и выдачи на ПЛ ракет различного назначения. В ВМФ СССР эти транспорты классифицировались как плавучие ракетно-технические базы (ПРТБ) пр. 323, 323А и 323Б. Главным конструктором этих кораблей был Ю.А.Македон («Балтсудопроект»), главным наблюдающим от ВМФ был вначале капитан 2 ранга В.И.Чугунов затем капитан 2 ранга Н.А.Кривошея. Вначале эти транспорты предназначались для перевозки от 12 до 18 ракет типа: П-5, П-6, Р-13 и Р-21. Позже они были приспособлены и для других ракет, в том числе и для ракет надводных кораблей. Головной транспорт был построен в 1962 года в Николаеве.
Появление в составе флотов необъятной советской родины этих кораблей, позволило СССР постоянно держать свои эскадры в близи берегов предполагаемого противника. Особенно корабли такого класса пригодились в период конфликта с египетскими властями, в результате которого Порт-Саид был закрыт для базирования советских кораблей, и они были вынуждены вставать на якорную стоянку близ крохотного острова Китир, что в Средиземном море. Всего же, с 1963г по 1972г, флот принял восемь таких кораблей: “Генерал Рябиков”, “Воронеж”, “ПРТБ-8” (ПМ-32), “ПРТБ-13” (ПМ-154), “ПРТБ-20” (ПМ-44), “ПРТБ-20 (ПМ-131), “ПРТБ-43” (ПМ-150), “ПРТБ-33”, не считая еще трех несамоходных технических баз снабжения проектов 771 и 1505.
“ПРТБ-13” была заложена 2.04.1964г, 3.03.1965г. - спущена на воду, а затем поставлена на консервацию при заводе. С 8.09.1964г. по 18.02.1965г. корабль расконсервирован и приказом командующего КЧФ за N006 от 18.02.1972г. введен в состав действующего флота. Корабль имел следующие тактико-технические элементы: стандартное водоизмещение достигало 4100т, а полное- 5000т. Длина, ширина и осадка корпуса находилась в следующих пределах: 112,8х15х4,4 метров. Мощность двух дизелей- 4000л.с., скорость полного хода 14 узлов, дальность плавания экономическим ходом 6000 миль. Вооружение “ПРТБ-13” состояло из двух спаренных 57мм зенитных артустановок “ЗИФ-31Б” и двух спаренных 25мм зенитных автоматов 2М-3М. Экипаж 200 человек, из них 20 офицеров.
Об интенсивности боевых служб и походов “ПРТБ-13”, можно судить по данным приведенным ниже:
1972г:
• 7 августа- 4 ноября: боевая служба в Средиземном море с двумя ракетными катерами проекта 205У: «Р-83» и «Р-84» (с 11.09. – вместо РКА «Р-83» на БС прибыл «Р-169» ), обеспечение всеми видами довольствия и буксировка их морем. Оценка за несение боевой службы – «отлично». Впервые ракетными катерами при несении боевой службы в Средиземном море проведено тактическое учение на тему: «Нанесение раетного удара по АВУ группой ракетных катеров из положения слежения». Слежение и нанесение условного ракетного удара катера выполнили по фактическому авианосцу «Кенеди». Наведение группы ракетных катеров производилось с командного пункта 5-й эскадры ВМФ.
• Эпизодические выхода в Черное море для обеспечения действий 41 БРК и 14 ОБПЛ.
1973г:
• 10 мая- 11 июня: БС в Средиземном море с двумя РК «Р-83» и «Р-84». Распоряжением штаба ЧФ отряд кораблей с боевой службы были возвращены досрочно. Во время несения боевой службы проводились два тактических учения: «Нанесение ракетного удара тактической группировкой катеров по АУГ из положения слижения в составе КУГ», «Нанесение ракетного удара тактической группой катеров по 503-му оперативному соединению ВМС США из положения слежения».
• Переход из Севастополя в п. Жданов для докования.
• 10- 23 августа: заход в Новороссийск и Феодосию.
• 29 ноября- 29 декабря: переход в п. Латакия (Сирия), для обеспечения спецзадания с двумя МРК «Бриз» и «Гроза» входящих в состав 41-й БРК ЧФ и 14 ОБПЛ. Слежение за АВУ «Кенеди».
1974г:
• с декабря по январь обеспечивал государственные испытания систем подводных лодок под кодовым названием “Звезда”.
• 8-29 августа: обеспечивал штурманскую практику курсантов училища им. П.С.Нахимова по Черному морю, с заходом в п. Одесса, Феодосия, Туапсе, Поти, Батуми. Эпизодически выходил в Черное море для обеспечения ракетных стрельб 41 БРК и 14 ОБПЛ. Выполнил практические стрельбы N-41. N-50. Обеспечивал рейдовые сборы РК, совместно с ВМФ Болгарии и ВМФ Сирии.
1975г:
• с декабря обеспечивал группу офицеров штаба КЧФ и Народной Республики Болгария с заходом в порт Варну. Хорошо выполнил артиллерийские стрельбы N-40, N-60х.
• апрель: обеспечивал ВПУ штаба КЧФ на рейдовых сборах.
• сентябрь: успешно обеспечил деятельность штаба ОБРК под руководству рейдовыми сборами.
• июня по июль: обеспечивал навигационную практику курсантов училища им. П.С.Нахимова по Черному морю, совершил заходы в порты Одесса, Феодосия, Донузлав, Новороссийск.
• 12.11.1975 – 13.05.1976гг. – производился усиленный навигационный ремонт в СРЗ-13.
1976г:
• 2 июня – 13 июля: выход в Средиземное море с двумя МРК «Гроза» и «Зарница».
• 19 июня: корабли осуществляли слежение за АУГ 6-го флота ВМС США во главе с АВУ «Америка», КР УРО «Ярнелл», фрегата «Водж» в районе 100 миль юго-восточнее о.Кипр.
• июль- август: совершил три штурманских похода вдоль черноморского побережья, обеспечив практику 325 курсантов ВМУ им. П.С.Нахимова и Высшего Киевского Военно-политического училища.
• сентябрь- декабрь: трижды находился в длительном плавании, успешно обеспечил смену трех экипажей ПЛ с Средиземном море.
1977г:
• июнь- июль: БС в Средиземном море с двумя малыми ракетными кораблями (МРК).
• апрель: в течении 10 дней, в водах Болгарии, принимает участие в рейдовых сборах стран Варшавского договора.
• октябрь: в течении 15 дней обеспечивал группу офицеров штаба Советской армии с выходом в Средиземное море.
1978г:
• 3-14 сентября: совместно с МРК “Бриз” и “Гром” на БС в Средиземном море.
1979г:
• 29 июня- 29 октября: совместно с МРК “Бриз” и “Гром” на БС в Средиземном море.
1980г:
20 июня-26 октября: совместно с МРК “Бриз” и “Зыбь” на БС в Средиземном море.
• 01.11.80 – 11.01.81гг. – текущий ремонт в СРЗ-13.
1981г:
• 18 марта-7 апреля: выходил в Средиземное море для замены экипажей ПЛ.
• 15 июня-2 сентября: совместно с МРК “Бриз” и “Зарница” на БС в Средиземном море.
1982г:
• 15 апреля- 15 августа: совместно с МРК “Буря” и “Гром” на БС в Средиземном море.
1983г:
• 14 января- 26 мая: БС в Средиземном море, обеспечение доставки вооружения и продовольствия и смена экипажей ПЛ в п.Тартус.
1984г – производился усиленный навигационный ремонт, корабль в море не выходил.
1985г:
• 15 августа- 31 августа: БС в Средиземном море, обеспечение доставки вооружения и продовольствия и смена экипажей ПЛ в п.Тартус.
1986г:
• 01.03. – 01.08. – прошел текущий ремонт на МСЗ “Орджоникидзе”.
15 сентября- 2 ноября: доковый ремонт в Варне (БНР).
• 4 октября- 31 декабря: БС в Средиземном море.
1987г:
• БС в Средиземном море.
• 13 декабря- 25 декабря: обеспечивал испытания БПК “Толковый” и МРК пр.1241.
1988 г. – производился усиленный навигационный ремонт, корабль в море не выходил.
1989г:
• 4 января- 22 апреля: БС в Средиземном море, обеспечение действий 41БРК и 14 ОБПЛ.
Войдя в последнее десятилетие XX века, “ПРТБ-13” уже не могла как прежде выполнять свои функции, да и новации ветров перестроичных перемен сделали свое дело не только с этим кораблем но и с целым, казалось бы веко-вечным государством.
С 1990 по 1994гг. ракетно- техническая база в море не выходила, силами личного состава производился вялотекущий ремонт. Впрочем, с 1 марта по 1 августа корабль прошел навигационный ремонт в СРЗ-13, а затем в 1994г. и докование в ПД N30.
1994г. для “тринадцатой” стал своего рода “лебединой песней”. Вновь заработали главные двигатели- корабль в последний раз в своей жизни совершил выход в море с заходом с 11 июля по 7 августа в п. Новороссийск, а далее с достоинством выполнил миссию по буксировке экспортных РК и МРК “Зарница” из п. Феодосия в п. Севастополь. Больше корабль в море не выходил. С 1995г. на корабле произошло отслоение асбестно-цементного покрытия, при этом верхняя палуба и надстройки имели сквозную корозию на 80% площади. В связи с этим боевые посты, служебные помещения, кубрики, каюты и находящиеся в них имущество затапливалось дождевой водой. 12.06.1997г, Указом президента Российской Федерации на ПРТБ-13 в торжественной обстановке был произведен торжественный спуск Военно-морского флага СССР и поднятие флага России. 28.08.1997г. ПРТБ-13 вошла в состав ВМС Украины. В акте приема передачи корабля, подписанного к.2р. Сапрыкиным (ЧФ РФ) и к.2р. Тенюхом (ВМСУ) указавалось «…корабль к решению свойственных задач на готов. Необходим средний ремонт с целью восстановления технической готовности». Командование ВМС Украины признало ремонт нецелесообразным, так как он требовал больших финансовых затрат, и после почти трехлетней стоянки у причала Куриной стенки, «Коломыя» была продана на металлолом. Вечером 6.01.2000г. корпус разоруженной плавбазы “Коломыя” был отбуксирован в устье Черной речки Инкерманской судоразделочной базы. Плавкран “ПК-32050” буквально выдрал из ила якоря обреченного на смерть судна, а рейдовые буксиры “РБ-244”, “РБ-296” и БУК-533” увели исполина к последнему причалу. Не прошло и двух недель, как от корпуса “Коломыи” остались одни лишь воспоминания…
Командиры корабля:
Красниченко В.П. 28.05.71- 20.09.76гг.
Балюков Л.А. 20.09.76- 03.05.84гг.
Голованов Б.К. 03.05.84- 21.04.86гг.
Садчиков А.К. 21.04.86- 22.10.92гг.
Погребняков А.В. 28.08.97- 1999г.
ТТХ:
Водоизмещение (т): стандартное 4,100, полное 5,000. Размерения (м): 112,8х15х4,4. Силовая установка: дизельная двухвальная, 4000 л.с., скорость полного хода 14 уз., экономического хода 10 уз., дальность плавания 6000 миль (10 уз.), экипаж 200 чел. Вооружение: 2х2 57-мм АУ ЗИФ-31Б и 2х2 25-мм 2М-3М.