Днём 13 июля из Таллина вышли С-11 (капитан-лейтенант А.М. Середа, инженер-капитан 3 ранга М.Ш. Бабис, обеспечивающий - командир 13-го ДПЛ капитан 3 ранга И.Н. Тузов) на позицию в районе Мемеля.
По отечественным данным долгое время считалось, что днём 19 июля С-11 в десяти милях северо-западнее Полангена атаковала двумя торпедами и потопила транспорт в охранении. В действительности же вечером этих суток с шедшего из Либавы на ремонт в Данциг германского прорывателя минных заграждений №11 (Sb-11, бывший "Бельграно") в сопровождении двух тральщиков наблюдали след торпеды, прошедшей в тридцати метрах за кормой корабля. Тральщики сбросили несколько серий глубинных бомб, но поиск лодки не проводили. Днём 2 августа С-11 на подходах к устью пролива Соэла-Вяйн была встречена тральщиком Т-212 ("Штаг") и тремя сторожевыми катерами. Вечером этих же суток в двух милях от маяка Тоффри (58о 41,3 с.ш. / 22о 25,4 в.д.) она подорвалась на донной магнитной мине ТВМ заграждения "Кобург". Взрыв произошел у левого борта лодки, в районе 100-мм орудия и "одиннадцатая" с нарастающим дифферентом на нос быстро затонула. Катер "МО" поднял с воды тяжелораненых командира лодки, инженер-механика и тело командира 14-го ДПЛ капитана 3 ранга И.Н. Тузова. Все они в момент взрыва находились на мостике лодки и были сброшены в воду. Вскоре после того, как катер пришел в бухту Трииги, уже на берегу, не приходя в сознание, умер инженер-механик. Он и командир ДПЛ были похоронены в братской могиле на острове. Командир С-11 ещё живым был доставлен в госпиталь Курессааре, где он скончался и был похоронен на госпитальном кладбище.
Стрельбицкий Б.: "Изучение документов ЦВМА позволило сделать вывод о том, что в Риге похоронены не все 42 оставшихся в подлодке члена экипажа, а максимум 35 человек. Журналы боевых действий штаба береговой обороны Балтийского района и его Северного укрепленного сектора свидетельствуют о том, что вскоре после гибели «С-11» на берегу острова Даго, у которого она затонула, дважды обнаруживали тела членов ее экипажа. 6 августа 1941 года краснофлотцы 3-й строительной роты 33-го отдельного инженерного батальона БОБР нашли на берегу залива три тела моряков-подводников: младшего командира (старшина 2-й статьи) и двух краснофлотцев, личности которых установить не удалось. В этот же день в районе 44-й отдельной артиллерийской батареи было обнаружено тело в лейтенантском кителе. По найденным при нем документам удалось установить, что это был помощник командира С-11 лейтенант Иван Филиппович Бахтин, 1914 года рождения. 7 августа 1941 года эти четыре подводника были захоронены со всеми воинскими почестями в отдельной братской могиле в районе деревни Ойнику на острове Даго. Еще несколько тел подводников с С-11 обнаружили бойцы той же 3-й роты примерно в том же районе через четыре дня, 10 августа 1941 года. На берег моря в местечке Тоффри волнами выбросило тело подводника в форме краснофлотца, а на участке побережья от Тоффри до маяка Сырве нашли еще два тела. На одном из них были кожаный реглан, суконный китель с нашивками старшего лейтенанта и форменные брюки, ремень с пустой кобурой от пистолета ТТ. Он был без ботинок, в одних носках, на левую руку надеты часы. Второй подводник был одет в жилет, рабочий китель без знаков различия и черные суконные брюки, а в его карманах обнаружены "2 часов и опознавательные данные самолетов". Ни одно из тел, найденных 10 августа, опознать не удалось. Похороны этих троих подводников с С-11 были проведены морскими артиллеристами 44-й отдельной артиллерийской батареи 11 или 12 августа 1941 года в районе расположения батареи у местечка Тоффри на острове Даго.
Из семи обнаруженных тел опознать в августе сорок первого удалось лишь одно - помощника командира С-11 лейтенанта И.Ф. Бахтина. Сегодня с уверенностью можно сказать, что двое из троих неизвестных подводников, похороненных в братской могиле в районе Тоффри, без сомнения, были офицерами. Штурманская книга в кармане одного из них свидетельствует о том, что это было тело погибшего командира БЧ-1 старшего лейтенанта П.Н. Голованя, а "2 часов и опознавательные данные самолетов" (одни часы - это, возможно, секундомер или хронометр) могли принадлежать, очевидно, лишь минно-артиллерийскому офицеру лейтенанту С.А. Захарову. 6 августа на берегу острова Даго в районе селения Ойнику были обнаружены тела четырёх подводников, по документам, найденным в кителе, один из них был опознан - помощник командира лейтенант И.Ф. Бахтин. Ещё через четыре дня на участке побере-жья от Тохври до маяка Сыру были найдены тела ещё трёх членов экипажа С-11 - командира БЧ-1 старшего лейте-нанта П.Н. Голованя, командира БЧ-2-3 лейтенанта С.А. Захарова и одного, оставшегося неизвестным, подводника. Все они были похоронены на острове]. Через шесть часов торпедист Н.А. Никишин первым вышел через кормовой торпедный аппарат из лежавшей на глубине одиннадцати метров лодки и, доплыв до берега, сообщил о происшедшем. Утром катер МО-200 (лейтенант И. Варлахов) подобрал ещё двух моряков - комендора В.В. Зиновьева и электрика А.В. Мазнина. На следующий (?) день в район гибели "эски" подошло спасательное судно "Сатурн" (капитан-лейтенант Е.С. Субботин). За шесть (?) дней водолазы осмотрели затонувшую лодку, установили характер повреждений (субмарина лежала на грунте с небольшим креном 40о на левый борт и дифферентом на нос, от взрыва мины её корпус в районе IV-го отсека был почти полностью перебит), сняли 45-мм орудие, извлекли сейф с документами [летом 1949 года остов лодки был обнаружен и обследован, а в июле-августе 1955 года поднят по частям 406-м отдельным дивизионом АСС Рижской ВМБ и отбуксирован на понтонах в район Нового Милгрависа. В апреле 1956 года специальная комиссия решила затопить обе части лодки в одном из районов Балтийского моря с глубинами свыше ста метров. Останки членов экипажа похоронены в братской могиле гарнизонного кладбища Риги.
На фото (слева направо): комендор Зиновьев В.В, торпедист Никишин Н.Н и электрик Мазнин А.В
Это сообщение редактировалось 19.07.2018 в 22:44