20.9.1910г.
Место рождения: село Углево Галичского района Ярославской (ныне Костромской) области. Артемовский РВК Свердловской области (из запаса)
Дополнительные сведения:Член ВКП(б) с 1944 года. Партбилет № 6609046. Боцман (специалист 1 класса) подводной лодки "Л-19" 2 дивизиона 1 бригады подводных лодок Тихоокеанского флота. Подводная лодка Л-19 • Заложена – 26 декабря 1935 года в Ленинграде на заводе № 189 (Балтийский судостроительный завод), заводской № 276, а затем секциями перевезена во Владивосток на завод № 202 (Дальзавод), где производилась ее сборка. • Спущена на воду и поднят Военно-морской флаг – 26 мая 1938 года. • Вошла в состав Тихоокеанского флота 4 ноября 1939 года. В июне 1941 года экипаж подводной лодки Л-19 под командованием капитан-лейтенанта Алексеева А.Н. принимал участие в тактическом учении флота и получил оценку "хорошо". В 1942-1944 году экипаж занимался боевой подготовкой, отработкой задач в море, совершенствовал способы атаки кораблей противника. В период с 8 по 20 сентября 1943 года подводная лодка Л-19 совместно с подводными лодками Л-8 и Л-18 находилась в штурманском походе. По итогам 1943 года экипаж подводной лодки занял первое место на флоте по торпедной подготовке. В ходе боевой подготовки, находясь на позициях, подводная лодка вскрывала направления и характер японских коммуникаций в северной части Японского моря, приобрела практический опыт для возможных действий на коммуникациях противника. Во время Великой Отечественной войны Тихоокеанский флот стал источником, откуда черпались резервы для пополнения действующих флотов. По приказанию Народного комиссара ВМФ СССР 17 февраля 1944 года экипаж подводной лодки Л-19 в составе 57 человек под командованием капитан-лейтенанта Алексеева А.Н. выехал на Северный флот на подводную лодку Л-20. Убывая, экипаж привел в образцовое состояние отсеки, оружие и боевые посты, каждый оставил будущему сменщику записку с подробными указаниями особенностей механизмов, боевых постов, приборов, местонахождения ЗИП и другие товарищеские рекомендации, которые бы помогли личному составу быстрей освоить корабль. К маю 1944 года сформировали новый экипаж под командованием капитана 3 ранга Кононенко Анатолия Степановича. Команда решила: закончить предстоящий ремонт досрочно, в краткий срок повторить и сдать курсовые задачи, подготовиться к осенним стрельбам и удержать 1-е место, занятое старой командой. Командир БЧ-3 старший лейтенант А.М.Стаханов выдвинул свое, подхваченное всей бригадой стахановское движение за овладение высотами мастерства, отличное знание техники и оружия. ПЛ досрочно закончила ремонт и завоевала 1-е место по торпедным стрельбам. За достигнутые хорошие результаты в выполнении задач боевой подготовки в 1944 году приказом Народного комиссара ВМФ СССР N 559 от 14 декабря 1944 года лодке присужден переходящий приз "Бюст Маршала Советского Союза Ворошилова К.Е." Командир подводной лодки капитан 3 ранга Кононенко 3 ноября 1944 года награжден медалью «За боевые заслуги». 8 августа 1945 года Советское правительство объявило о вступлении Советского Союза в войну с Японией с 9 августа 1945 года. Во исполнение этого решения подводной лодке Л-19 было приказано 19 августа 1945 года в 20.00 выйти из бухты Улисс (Владивосток) для следования в район порта Румой с задачами: • До 21.00 23 августа 1945 года – разведка северных подходов к порту Румой. Атака боевых кораблей в этом районе. • С 21.00 23 августа 1945 года – уничтожение кораблей противника и донесение о их появлении на позиции "А". Подводная лодка Л-19 в 20.10 19 августа вышла из базы для следования на позицию у порта Румой, в 15.30 21 августа заняла позицию. 22.08.45 г. утром от ПЛ Л-19 получено донесение о том, что в южной части района ее пребывания мин не обнаружено, что дозорных кораблей там нет. В 21.30 22 августа комбригом было дано распоряжение об уходе из района, т.к. в тот район, на основании приказания Военного совета вышла из базы ПЛ С-52. РДО командира БПЛ гласила: "Перейти залив Анива, действовать на подходах к Отомари с задачей топить корабли противника. В проливе Лаперуза противник выставил мины, спешно эвакуирует Сахалин". В очередном донесении командир Л-19 сообщил, что "… потопил транспорт, второй повредил, он возвратился в порт Румой. Дозоров нет, обследовал весь район – мин нет". По уточненным данным разведки, оба транспорта, атакованные ПЛ Л-19, затонули. После того, как на ПЛ было передано приказание, запрещающее топить корабли, командир Л-19 запросил, как ему понимать свою задачу. Командир бригады ПЛ ответил: "Находиться Анива, ваша задача разведка. Получение подтвердить". В 5.50 23.08.45 г. командир Л-19 подтвердил получение РДО. В 15.22 23 августа от командира было получено донесение следующего содержания: "10.22 . Атакован ПЛ противника. Уклонился. Начну форсирование пролива в 19.00". Это было последнее донесение Л-19. В дальнейшем ПЛ запрашивалась всеми видами связи, но она ответа не дала и в базу из боевого похода не возвратилась. Вероятными причинами гибели подводной лодки считаются подрыв на японских минных заграждениях при форсировании пролива Лаперуза, гибель в результате атаки неустановленной подводной лодки или столкновение в тумане с японским судном. На подводной лодке погиб весь экипаж - 64 человека. Весь экипаж подводной лодки Л-19 посмертно награжден орденами Отечественной войны 1 и 2 степени.Мичман Филиппов Михаил Павлович награжден орденом Отечественной войны 1 степени (посмертно). Во Владивостоке, в бухте Улисс, стоит памятник героическому экипажу.