CK> Изначально был сделан РИБ "БЛ-820" с надувным бортом. Делала его фирма "Курс".
CK> Далее эту оснастку выкупил у "Курса" Мнев. И поставил их в разные структуры достаточно много.
CK> Но катер достаточно широкий, не везде влазит. Когда пошла тема по бортовым катерам и Мнев наладил алюм. производство, появилась новая "БЛ-820" с алюм. корпусом. Далее надувной баллон был заменен на "пену", и катер приобрел "знакомый" вид.
CK> А компания "Курс" сделала новый катер, который назвала "БЛ 840", а "гражданская" версия называется "Наутилус". "Курса"уже нет, а есть "Специальные катера"
CK - спасибо.
Вованыч прав - инфо интересная.
Есть, однако, моменты, остающиеся не вполне ясными в этой интереснейшей теме.
Предлагаю расставить кой-какие точки.
Что касается БЛ-840 (Наутилус) - вроде ясно. Вот моя инфо по фирмам:
Курс.
Кооператив «Курс» организован в 1989 г. на базе экспериментального завода «Оккервиль» для разработки и производства малых катеров.
Кооператив «Курс» (1989 ‒ 1994)
ООО «Курс-Трейд» (1994 ‒ 2007)
ООО «Курс» (с 2007)
В 2012 г. фирма реорганизована с отделением от нее ООО «Специальные катера».
Разработки (для военизир. организаций): Альянс, Кальмар-650, Кальмар Компакт, БЛ-680 (обр.05/06 гг., вероятно, совместно с "Скоростные катера Мобиле Груп")
Фирма "Специальные катера" в 2012 г. отделилась от ООО «Курс» в результате его реорганизации в качестве малой судоверфи, занимающейся проектированием и строительством катеров РИБ. Разработки (для военизир. организаций): БЛ-840.
БЛ-840. Разраб. "Спец. катера" (Б.Н. Ершов). Для военных выпущено не менее 8 шт в двух версиях (первый - ок 2012 г, последний известный - апрель 2017). Судя по всему, все - в ГУГИ, предназнач. для разведки дна. Один катер - бортовой Селигера.
В общем, картина примерно ясна.
БЛ-820. Известен в двух вариантах (1-й - чисто борт. лодка, 2-й - борт. лодка и как катер берегового базирования; 2-й вариант существует, судя по всему, в трех подвариантах исполнения - отличаются баллонами и оформлением деталей рубки). Не менее 50 ед - в ВМФ (на боевых кораблях, судах обеспечения, спасат. судах, гидрографии), несколько ВМФовских используются как рейдовые берегового базирования.
Кроме того, есть типы М-90, М-90А, М-90АК - вероятно, предшественники или изначальные гражданские. Возможно, они разработаны Курсом, хрензнает. 3 таких служат в Росгвардии.
Разработан - пока усваиваю сообщение выше.
Вот что неясно в связи с изложенной
CK историей. Курсовский БЛ-820... Мневский - какого исполнения? НЯП, исполнение 1 - это как раз зауженный (характерная рубка/каюта с продолжением в корму). Тогда и исполнение 2 - тоже мневский...
Надо бы с картинками эту же историю "переложить".
Самый для меня интересный вопрос. В материале выше (скан прокламанки) написано, что принят на снабжение ВМФ в 2012 г. Первый из известных мне БЛ-820 действительно, 2012 г.в. Но есть смутное сомнение, что, мож быть, в силовых структурах они (в том или ином виде) появились раньше, года с 2007... Т.е. вопрос - были ли они (и какие) до 2012 г в силовых структурах (ВМФ, Росгвардия)?
ЗЫ: набросал пост между делом второпях, возможно, где-то накосячил. Но смысл, надеюсь, можно понять.
Чессказать, я уже давно разбирался с БЛ-680, есть подвижки. БЛ-820 как-то пока серьезно не изучал (руки не доходили), так что за дельную инфо по этому типу буду очень благодарен.