Гэбриел Суарез: "От избытка физической силы еще никто не умер"
Интервью Гэбриела Суареза, одного из самых известных инструкторов по боевой подготовке, для российских читателей. Суарез поделился своими взглядами - подчас весьма неожиданными - на систему Фейрберна, систему Рябко, ножевой бой, а также восточные и западные боевые искусства. Еще Гэбриел рассказал о том, какие навыки получают участники его курсов - на основе конкретных примеров.
- Вы входите в тройку лучших инструкторов США и ваших учеников берут на работу без дальнейших расспросов, узнав только, что они прошли обучение у вас.
Расскажите, как вам удалось добиться такого статуса? Давайте проследим вашу историю.
Что ж, спасибо за добрые слова. Придется удвоить усилия, чтобы оставить позади других двух инструкторов. Думаю, что я пришел к своему нынешнему положению потому, что начал обучать очень рано. Я начал обучать карате уже в 13 лет, так что с тех пор у меня был большой объем практики. Также у меня аналитический ум, что помогает давать объяснения ученикам очень простым способом. То, что мы делаем, очень просто, но многие инструкторы, хотят, чтобы все казалось сложнее, чем есть на самом деле.
- С чего вы начали свой путь, каких БИ?
Карате Киокушин. Я дошел до уровня сандан (третий дан). Ояма тогда был в США. У нас не было много денег, поэтому в додзе, которое находилось в местном отделении Христианской ассоциации молодых людей (YMCA), я ездил на велосипеде. Постепенно я стал вести там преподавание как главный инструктор, в возрасте 16 лет.
- Всегда ли эта тема была вам интересна?
Всегда. Меня никогда не интересовала "физкультура". Только боевые темы и подъем весов.
- Чем вы занимались вообще в жизни? Из БИ.
В определенный момент в Киокушине стало появляться много политики, а у меня никогда не было к этому склонности, так что я ушел и начал изучать разные вещи. В какой-то период я изучал джиу-джитсу, западный бокс, Си Пал Ки (вариант корейского кунг-фу), таэквондо, хапкидо, филиппинский НБ, западный НБ и фехтование (шпага).
- Какой вид вас наиболее затронул и повлиял?
Трудно сказать. Я бы сказал, что наибольшее влияние оказал Киокушин - мое базовое боевое искусство. Это жесткая и брутальная система, не фуфло.
- Какой у вас движок? Откуда вы его взяли?
Думаю, что я его, скорее, открыл, а не изучил. В нашей группе Киокушина был большой упор на подвижность и работу ног (маневрирование). Затем филиппинские системы, в которых тоже был большой упор на работу ног. Учишь все эти вещи и усваиваешь их. В том смысле, что они становятся частью твоего мышления. Когда я был в перестрелке с тремя вооруженными грабителями, я не планировал как двигаться. Так получилось, что я двигался... примерно так же, как нарабатывал на тренировках. Это не дало им попасть в меня, что, думаю, очень хорошо.
- Какие способы ухода с линии атаки вы рекомендуете?
Практикуйте взрывные и динамичные движения. Вперед к противнику, под углом. В филиппинских системах такое часто делают, так же как и в вашей Системе (Рябко - прим. М. Диденко), судя по тому, что я видел. Тут нужна некоторая атлетичность, но за все надо платить. Печально, что у слишком многих инструкторов по стрельбе на Западе нет самодисциплины в плане питания, и они свою атлетичность теряют. Возможно, это причина того, что очень немногие обучают динамичным движениям.
- Как их нарабатывать?
В Сети много наших видео, где показано, как это делать. В этом и прелесть современных технологий. Скажем, противник стоит на 12 часах. Вы будете двигаться с 10 или 11 часов с одной стороны, или с 1 или с 2 с другой. Делайте это очень динамично. Как только вы привыкнете так двигаться, начинайте вытаскивать пистолет и прицеливаться во время движения.
- Как вы пришли к изучению средневековых трактатов о фехтовании?
Тут интересная история. Мой сын очень хорошо фехтует на шпагах, и в общем-то принимал участие в Юниорских олимпийских играх здесь, в США. Но у него большой интерес к старым методикам. Также мы вместе занимаемся стрельбой из лука. Он стреляет из английского длинного лука, а я использую монгольский. Получается восток против запада. Но мы стали выяснять, как это оружие использовалось в действительности, и это привело к изучению многих старинных книг.
- Какое место в вашем подходе занимает фехтование? Как вы используете техники фехтования для современных ситуаций?
Да, современное фехтование - это спорт, и возможность побиться на шпагах. Забавный спорт. Западная традиционная шпага - другое дело. На близкой дистанции выстрел из пистолета - это как укол шпагой. Технику, показанную на видео, мы разработали, когда работали с воздушными маршалами, для того, чтобы уйти с линии огня на близкой дистанции, в замкнутом пространстве (таком как самолет). Это старая дуэльная техника: когда идет выпад, фехтовальщик парирует и уходит с линии атаки, в то же время втыкая свою шпагу в противника.
- Что вы думаете об исторических европейских боевых искусствах? Они лучше или хуже восточных?
Я путешествовал по всему миру. Надеюсь, однажды смогу посетить и вашу страну. Я обнаружил то, что везде, все люди хотят одного и того же. В том числе в бою. В каждой культуре есть меч, копье, лук и стрелы. Они могли развиваться независимо, или же нет. Так что, если вы дадите европейцу острую палку, и такую же острую палку китайскому монаху, и оставите их на двадцать лет, вы обнаружите очень схожие решения вопроса, как использовать это в качестве оружия.
В чем азиатские системы лучше, так это в каталогизации методик и их пиаре. Также азиаты намного больше придерживаются традиций. Мы могли бы устроить полноценное обсуждение, но европейцы в целом меньше привязаны к устаревшим системам. В любом музее Европы можно проследить прогресс от мечей и копий до огнестрельного оружия.
- Ваши любимые книги по боевым искусствам?
"Путь опережающего кулака" Брюса Ли - отличная книга, и немного более трудная, но не менее отличная - "Дух меча" Бертона.
- Однажды вы сказали, что сравниваете бизнес с войной. Прокомментируйте, пожалуйста.
Это иллюзия, что в бизнесе все друзья и все на одной стороне. Это не соответствует действительности. Это то же самое, что сказать, что все страны ООН любят друг друга, и все там ради общего блага. Чушь. Каждый там ради своего блага и для того, чтобы обыграть всех других. Так же и в бизнесе... как в ООН.
- Согласны ли вы с тем, что техники боя без оружия происходят от техник боя с оружием?
Да, я так думаю.
- Расскажите про использование ножа, пистолета в борьбе - в том числе в партере.
Борьба в партере не относится к числу моих любимых. Я ее тренировал, но не люблю драться на земле. По моему мнению, если дело происходит на улице, надо сразу же вводить в игру свое оружие. Есть методы, чтобы это сделать, которые опять же включают движение к противнику сбоку, чтобы вы могли без помех достать свое оружие. Чем больше угол, тем труднее ему среагировать.
- Как биться с группой?
Это часто бывает и поэтому я не люблю драться на земле. В таком случае ваш лучший друг - подвижность, и старайтесь, чтобы вас не окружили. На земле ты "связан" даже одним противником, и не можешь быть подвижным. Если я так "связан" и "плохой парень" нападает сзади, я "попал".
Гэбриел Суарез: "От избытка физической силы еще никто не умер"
- Что вы взяли за основу для ударной техники?
Это все Киокушин. Мы били по мешкам и макиваре, а затем ломали предметы. И даже когда более разумно нанести удар ладонью, моя натура диктует удар кулаком.
- Какое место в вашем методе занимают наработки Фейрберна?
Я думаю, все их используют, даже если не осознают этого. Это основа, из которой каждый вырастает. Фейрберн глубоко исследовал многие различные боевые искусства. Он свел их в очень простую систему для тех, у кого не было ни времени, ни мотивации. Но многие из его последователей не видят, что это... вводный курс. Нельзя взять бойца, обученного по классической системе РБ Фейрберна и поставить его против современного военного рукопашника, потому что более широкое образование делает современного бойца более сильным.
- Как вы относитесь к стрессовой методике?
Она занимает свое место. Но должна использоваться не сразу. Нельзя взять новичка и в первый же день лупить его по лицу. Но тренинг не будет завершенным, если ученик не будет комфортно чувствовать себя в бою. Так что это необходимо, но только на соответствующей стадии развития.
- Почему не все инструкторы учитывают влияние стресса на человека в экстремальной ситуации?
Припоминаю, что мне сломали нос на тренировках по Киокушину в первые же полгода... а мне было только десять лет. Думаю, они боятся потерять учеников и не что иное. То же самое с любой жесткой тренировкой. Большинство учеников не хотят тренироваться так жестко.
- Почему ситуативный тренинг является неотъемлемой частью подготовки?
Это приложение. Но тренинг без этого приложения не является завершенным. Подумайте о каратисте, который вообще не спаррингует.
- Считаете ли вы бег важным для подготовки?
- Какие упражнения а-ля кроссфит используете (если используете вообще)?
Отвечу на оба вопроса сразу. Техника и боевые навыки важны, но сила и физическая форма их превосходят. Ояма делал большой упор на силу. По факту это (Киокушин - прим. М. Диденко) называется "сильнейшим карате". Я занимаюсь подъемом весов и аэробными упражнениями каждую неделю. В 56 лет я поднимаю в становой тяге свыше 400 фунтов (примерно 181 кг) и отжимаюсь на брусьях с весом равным моему - то есть, со 180 фунтами (примерно 81 кг). Я знаю, что могу ударить человека так сильно, что он не захочет продолжать драку. Или могу при необходимости сбросить его с балкона. От избытка физической силы еще никто не умер.
- Что можете сказать по работе ножом обратным хватом?
Думаю, мое мнение о ноже немного отличается от мнения большинства. Хотя, я учился у многих инструкторов по НБ, я думаю, что нож сегодня - это оружие нападения на самый крайний случай. Ситуации "нож на нож" редки в наше время, но "нож против более здорового и сильного противника", как и "нож против нескольких нападающих" работает. Также я рекомендую использовать нож как оружие женщинам, которые не хотят носить огнестрельное оружие, или детям, которые не могут его носить. В конце концов, наш мир опасен. Мой способ обучения ножу - не показывать его. Затем, при необходимости, быстро вытащить, и быстро втыкать в шею, лицо, живот или пах без остановки. Подумайте, как нож используют в тюрьмах преступники, и вы поймете мысль. В действительно это не "искусство". Иногда нож берется обратным хватом, иногда прямым, но концепция одна и та же.
- Интересен ваш способ, когда в одной руке нож, в другой пистолет - для чего он?
Это переход от одного оружия - обычно ножа - к пистолету. В некоторых случаях только одно оружие доступно, или же сразу оказалось под рукой, но человек хочет обострить конфликт. Такой способ позволяет использовать пистолет, не выбрасывая нож.
- Что вы можете сказать о системе Рябко, которую упоминали в своих материалах? Взяли ли из нее что-нибудь для себя?
Я никогда не тренировался с Рябко. Я немного поучился Системе у бывшего спецназовца в США и мне она понравилась. Вижу много сходных свойств и характеристик с другими, хорошо развитыми боевыми искусствами.
- Согласны ли вы с тем, что системы, в которых не изучается огнестрельное оружие - устарели?
Нужно понимать цели. Это может быть здоровье, физические упражнения или что-то наподобие. Это может быть даже сохранение традиции. Недавно я видел демонстрацию Ябусамэ. Это японская конная стрельба из лука. Это боевое искусство, но его применения в современных условиях я не вижу. Кто-то может по-прежнему восхищаться этим навыком и преданностью, но даст ли его изучение возможность практического применения в современном мире? Вероятно нет. Если цель быть сильным современным воином, игнорировать существование огнестрельного оружия глупо.
- Каким вы видите будущее систем самообороны/боевых искусств?
О, я думаю, что современные технологии помогут нам преодолевать океаны и расстояния, и даже преодолевать границы и политику, и делиться друг с другом. У нас есть люди, преданные сохранению традиции, и я аплодирую их усилиям, так как они напоминают нам откуда мы пришли, но в итоге будет только одно боевое искусство. Мы уже наблюдаем начало этого процесса в UFC/MMA. Так как самозащита выходит за пределы рукопашного боя, многое будет зависеть от того, что доступно людям. Мне говорят, что США известны "стрелками". Это потому у нас есть такая возможность в этой стране. А в Канаде, возможно, это уже не так.
- Как проходит обучение у вас?
Люблю обучать как профессор в университете. Я не ору, и не кричу, и не раздражаюсь. Я думаю, они набираются этого в военной подготовке, где такое часто встречается. Но специальные подразделения, так же как и гражданские, берущие индивидуальные уроки, платят за тренинг, и хотят учиться, а не просто выслушивать крики сержанта-инструктора по строевой. У некоторых американских инструкторов есть такая репутация, и я думаю, что они прикрывают этим недостаток знаний. Большинство великих учителей, которых я видел, вежливо разговаривают и являются "джентльменами-воинами" (как я это называю).
- Одиночная подготовка, затем - в группе?
Ну, это зависит от ситуации. Я провожу немного индивидуальных тренировок, но в группе это легче и жестче. Легче, потому что энергия на групповых занятиях более сильная. Но времени на каждого стрелка/бойца получается меньше. С точки зрения финансов групповые занятия более разумны.
- Цели обучения?
Мы определяем цели для каждой группы и стараемся, чтобы каждый достиг хотя бы этих, определенных целей. Кто-то, конечно, превосходит ожидания, у кого-то не все так хорошо. Цель каждого дня - чтобы они все стали лучше в том, что изучают.
- Какие навыки получает окончивший ваши курсы?
Думаю, лучший навык - это то, что они не живут в страхе. Так много людей руководствуются в своей жизни мотивацией страха. Они, кажется, боятся всего. Не так надо жить. Правильно тренированный человек не будет искать неприятностей (если это не его работа), но когда придет беда, он не будет плакать или ссать в штаны. Он будет думать: "Так, я надеялся этого избежать, но оно пришло, и я получу удовольствие от каждой секунды". По этому моменту я расхожусь со многими тренерами в США, которые успешно делают бизнес на философии страха. Но так ты не победишь. Рузвельт однажды сказал: "Каждый человек, который знает силу удовольствия в битве, знает, что это такое, когда волк просыпается в сердце". Мы учим кормить этого волка.
- Какие курсы наиболее популярны сейчас?
Конечно же, самые популярные курсы - по пистолету. У каждого в США есть ручное оружие, и многие люди носят его каждый день. Думаю, если во власти появится республиканец, то среди прочего количество вооруженных граждан возрастет, так как законы по оружию будут не такими строгими.
- Расскажите историю, когда ваш ученик смог защитить себя и/или своих близких (или выполнил задачу).
Их было много, но я уважаю право на личную информацию, когда нужно. Последнюю я получил от солдата, который сражался с нашим общим врагом. Его автоматическая винтовка была повреждена и перестала работать, а "плохой парень" приближался с расстояния 75 метров. Солдат вытащил пистолет (на который мы поставили коллиматорный лазерный прицел, а также прогнали его и его товарищей сквозь курс работы с пистолетом), и выстрелил в "плохого парня" - убив того - с дистанции 75 метров. Вчера он прислал короткое сообщение об этом. Кто-то скажет, что такой выстрел сделать невозможно - но не для всех.