Свою небольшую заметку я разместил на ОК в группе «таркр Киров» 27 марта с.г.
Тогда я не посчитал нужным «светить» её на Морском форуме, но сегодня я получил интересное письмо из ЦВММ, которое изменило мое решение, т.к. полученная информация, как мне кажется, поставит точку в дате закладки головного корабля пр.1144.
Я помню, что эта тема обсуждалась на какой-то ветке, и даже просил модераторов перенести его в отдельную тему, т.к. материал обсуждения был интересен, но этого не случилось. Как я и опасался, сейчас её не найти.
Хорошо бы создать топик об исторических заблуждениях, где можно было бы обсуждать вот такие казусы. Ну да ладно….
Привожу с небольшими сокращениями, в т.ч. и по фотографиям, и с небольшими пояснениями, не вошедшими в основную заметку – специально для Морского
______________________________________________________________________________________________________
45 или 46?
Сегодня на ОК появилось сообщение от Совета ветеранов с напоминанием-поздравлением о 45-й годовщине (27 марта 1974г) закладки головного корабля проекта 1144 –«Кирова».
Создавая свой «Заказ 800» (2003 - 2011гг), я постоянно пользовался различными печатными изданиями и Интернет-информацией, в т.ч. и по истории создания корабля. Конечно, строго говоря, «документами» эти издания назвать нельзя, но, как говорится, за неимением гербовой…
На то, что у меня дата закладки корабля, исходя из тех источников, которыми я обладал на тот момент, стоит 1973г, а не 1974, никто внимания не обращал ДО начала работы над проектом Памятного знака (первого – черного с золотом) – т.е. до весны 2016г.
(фото 0)
Тогда М.Тельновым (наш первый старпом) впервые были озвучены сомнения по поводу года закладки крейсера.
Целый год еще выясняли этот вопрос на дилетантском уровне, пока Совет не обратился в Центральный военно-морской музей с просьбой прислать фотографию закладной доски.
18 апреля 2017г ЦВММ прислал фотографии двухсторонней (!!!) закладной доски.
Совет этим удовлетворился, и дата «27 марта 1974г» вошла в Памятную медаль на правах официальной.
Это не случайная дата, а дата рождения (1886г.р.) Сергея Мироновича Кирова, чье имя носил заслуженный артиллерийский крейсер пр. 26. (Попутно тут всплывает еще один вопрос: а почему в других источниках дата стоит не 27, а 26-е марта ?!)
И в машинописном тексте из архива В. Н. Попова (наш первый Большой зам) тоже эта дата.
Всё – вопрос закрыт? «Да ничего подобного»,- подумал я и вновь обратился к первоисточникам, к тем, с чего и начался «Заказ 800».
1. История отечественного судостроения (под редакцией академика И.Спасского) , 1996г, том 5, стр. 329 - 26 марта 1973г
2. Альманах «Тайфун» 1999г. №1,3,4 (автор - капитан 1 ранга, кандидат военных наук, профессор В.П.Кузин) - 26 марта 1973г
3. «История Балтийского завода», 2003г., стр.213 – 26 марта 1973г
4. Книга «СПКБ:60 лет вместе с флотом», 2006г., стр 236 – 26 марта 1973г
5. Книга «Вместе с флотом России. К 65-летию СПКБ», 2011г., стр. 297 - 26 марта 1973г
6. Забавно, что на сайте ЦВММ в календаре «Памятные даты 2019 года» стоит 26 марта …1973г.
(фото 1)
Я сделал запрос в ЦВММ по поводу этой заметки и получил ответ, что в Календаре опечатка, и дают опять же ссылку на гравировку закладной доски, которая находится у них. Ну а мое замечание по поводу поломки редуктора, которая произошла якобы при походе к «Комсомольцу», ученый секретарь ЦВММ естественно проигнорировал. Ну, им из 2019 года, конечно, виднее...Какие претензии к девочке, набирающий текст из Инета?
Хотя у ЦВММ есть ляпы и круче.
Так, например, у модели таркр «Киров» красуется табличка с пояснением, что это,мол, «Петр Великий». Тут уже оправдание с ссылкой на невнимательность никак не катит…
Продолжу. Так вот, приверженцами 1974-го года являются:
1. В журнале «Морская коллекция» №1 от 1995г С.Бережной на стр.7 ставит дату 26 марта 1974г
2. Тот же В.П.Кузин, на этот раз в соавторстве с В.И.Никольским, в книге «ВМФ ССР . 1945 -1991» (издания 1996г) на стр.122 указывает 1974-й.
1. В книге Ю. Апалькова «Ударные корабли» (Москва, 2008 год), стр.79 – 26 марта 1974г
2. Журнал «Судостроение» 2016г № 5, стр.27 - 26 марта 1974г.
Вот не понимаю, честное слово, отчего пошли разночтения.
Вроде и авторы авторитетные в своих военно-морских изысканиях, и времени прошло не так уж много, а, поди, ж – какая неувязочка.
В тот же день(16 мая 2017г) при получении фотографий закладной доски (или – досок?) Совет ветеранов опубликовал отчет о своей грандиозной работе по поводу поиска этих фотографий. (Замечу, что лицевая сторона давным-давно висит в открытом доступе в Инете, откуда её можно скачать без всяких ограничений). В отчете было отмечено: «….Северное бюро сообщило, что в Тактическом формуляре крейсера дата закладки – 27 марта 1974г…» ©. Итак, в 2017г СПКБ признается, что допустило неточности в своих фундаментальных книгах об истории своего учреждения в 2006 и 2011гг. Неожиданный поворот событий!
Теперь давайте поговорим об этой доске из ЦВММ более подробно.
Как видно, она почему-то состоит из аверса и реверса.
1. Согласно историческим документам, в данном случае - это монография капитана 1 ранга, кандидата военных наук, профессора В.П.Кузина в журналах «Тайфун» от 1999г и в книге СПКБ «60 лет вместе с флотом» от 2006г АБНК пр.1144 на момент закладки проходил по рабочим документам как атомный противолодочный крейсер пр.1144 (шифр НИОКР «Орлан»).
Смена классификации произошла в 1977г согласно приказу ГК ВМФ.
Кажется маловероятным, что Балтийский завод еще в 1974г изготовил ЗД с другой классификацией «заказа 800».
Для примера рассмотрим тавкр «Киев».
Был заложен в 1970г как «противолодочный крейсер с авиационным вооружением» - пкр. И лишь в 77г, согласно новой классификации, стал «тяжелым авианосным/авианесущим/ крейсером» - тавкр.
2. На реверсе…. А для чего на ЗД нужен реверс, если доска устанавливается раз и навсегда на киле корабля? Реверс нужен в том случае, если на его основе изготавливается памятная ЗД для торжественного вручения кому –либо или чтобы можно было её повернуть , поглядеть, рассмотреть и вновь поставить на видное место в кабинете либо, действительно, в Музее.
Вывод простой: закладная доска, представленная ЦВММ, не является копией той доски, что в настоящее время находится на корабле.
А раз так, то всё ли в ней верно отображено?
Я еще ни разу не встречал фото ни с внутризаводского события, ни с государственного. А ведь у кого-то они есть.
Интересно понять, чем же руководствовались начальники Балтийского завода, принимая решение об установке памятной доски о всех крейсерах пр.1144 ?
(фото 2)
Как мы видим, дата по «Кирову» отличается от даты ЦВММ.
Да! Вот еще что: завод отметил 45-летие закладки «Кирова» как раз в 2018г., о чем говорится в их газете «Балтиец»
(фото 3)
Таким образом, получается, что «Киров» в своей жизни рождался дважды – сначала 26 марта 1973г как «заказ 800», а через год – 27 марта 1974г уже непосредственно как «Киров»?
По большому счету, дата закладки таркр «Киров» не имеет принципиального значения. Главное, что это было сделано.
В 1973-м ли году это произошло, в 74-м ли – какая теперь разница?
Вряд ли кто станет менять данные в своих бумажных изданиях; срезать и менять металлические цифры на стапеле Балтзавода; да и корректировать интернет-ресурсы тоже никто не будет.
Дождемся, когда настоящую закладную доску извлекут из чрева корабля, вот тогда всё и станет на свои места.
2020-й год по-настоящему юбилейный для нашего корабля: выход из завода, сдача всех испытаний, прием в состав ВМФ СССР. Но и там есть некоторые странности, о чем и поговорим…Может быть.
(Конец заметки)
Это сообщение редактировалось 25.04.2019 в 20:41