Реклама Google — средство выживания форумов :)
Вот под первою бомбежкой
Полежишь с охоты в лежку,
Жив остался — не горюй:
Это — малый сабантуй.
Отдышись, покушай плотно,
Закури и в ус не дуй.
Хуже, брат, как минометный
Вдруг начнется сабантуй.
Тот проймет тебя поглубже, -
Землю-матушку целуй.
КУБИНКА /Московская область/, 26 июня. /ТАСС/. Аналог американского самолета непосредственной поддержки сухопутных войск на поле боя AC-130 разрабатывается в России, уже разработан аванпроект на базе транспортника Ан-12 с пушками калибра 57 мм. Об этом в среду сообщил ТАСС источник в оборонно-промышленном комплексе на форуме "Армия-2019".
"Открыта ОКР [опытно-конструкторская работа] на разработку летающей батареи - самолета непосредственной поддержки войск на поле боя, аналогичного американским "ганшипам" AC-130. В качестве летающей лаборатории будет использован военно-транспортный самолет Ан-12 с двумя пушками калибра 57 мм", - сообщил собеседник агентства, добавив, что самолет также планируется вооружить орудиями меньшего калибра и автоматическими гранатометами.
На выставке "Милекс-2019" генеральный директор "Уралвагонзавода" Александр Потапов сообщал, что корпорация прорабатывает вопрос применения боевых модулей с пушками калибра 57-мм не только в сухопутных войсках, но и на флоте и в ВКС, однако он не стал уточнять, каким образом будет применяться калибр 57-мм в ВКС.
Самолет непосредственной поддержки сухопутных войск на поле боя AC-130 является вооруженной модификацией транспортника C-130 "Геркулес". Самой современной модификацией является AC-130W Stinger II, которая вооружена одной пушкой 30-мм GAU-23/A калибра 30-мм и одной пушкой М102 калибра 105-мм, которые располагаются по одному из бортов самолета. Базовая модификация "ганшипа" - AC-130 Spectre - не обладала пушкой калибра 105-мм.
Традиционно для поддержки войск на поле боя используются одноместные штурмовики, вооруженные пушками калибра до 30-мм, управляемыми и неуправляемыми ракетами.
Отличительной особенностью "ганшипа" или летающей батареи AC-130 является наличие крупнокалиберной артиллерии, которую невозможно установить на обычные штурмовики. Экипаж такого самолета составляет 12 человек. На сегодняшний день самолеты семейства AC-130 используются командованием специальных операций ВВС США.
Надо отметить, что в настоящий момент «Спуки» стал еще более «нишевым» - его использование практически исключено против противника, имеющего средства ПВО. Так, во время операции «Буря в пустыне» один из АС-130Н во время боя за Аль-Хафи был сбит иракским ЗРК. Весь экипаж самолета погиб. Однако при использовании «ганшипа» в своей нише – для борьбы с повстанцами и при проведении контртеррористических операций, он оказывается очень эффективным, буквально сметая противника огнем и вызывая у уцелевших настоящий ужас. Не случайно американцы продолжают строительство и усовершенствование этих грозных машин. Аналогичные работы идут и в Италии, и в КНР, где тяжелый штурмовик построен на базе местной копии АН-12. Очевидным преимуществом «ганшипа» перед вертолетами и реактивными штурмовиками является возможность длительное время даже не патрулировать, а буквально дежурить в воздухе, в том числе в темное время суток и на местности со сложным рельефом. Так что нет ничего удивительного, что работы над созданием собственного «Спуки» начались и в России, где подобная техника смогла бы принести большую пользу при борьбе с терроризмом и в конфликтах низкой интенсивности. Например, в Сирии для борьбы с «бармалеями». Согласно информации ТАСС, в качестве базы для российского «ганшипа» будет использован АН-12, а в качестве одного из элементов вооружения он получит 57-мм автоматическое орудие.
Но если в России выделить ключевую эмоциональную окраску в СМИ или на разных околовоенных информресурах сложно — варьируется от "ну и зачем это нужно, если есть прекрасные штурмовики, бомбардировщики и ударные вертолеты с ударными БЛА" или "лучше бы пенсионерам по ганшипу раздали" — до "наконец-то, давно пора было" и до "послушали умных людей с нашего форума/паблика и меня, самого умного", то на Западе ключевой эмоцией можно назвать "любопытство, смешанное с легким пренебрежением". Там традиционно многие аналитики и журналисты считают нас дикарями с ракетами, правда, при этом нас, таких отсталых, боятся и вселяют страх в читателей. И сами же потом пишут о том, как русские обставили всех то в гиперзвуковых системах, то в ПВО-ПРО, то в танках, создав "Армату".
Достаточно любопытно как пример в этом плане было прочитать статью Джозефа Тревитника на портале The Drive в рубрике Warzone. Она весьма характерна и показывает примерный уровень и тональность публикаций на "околовоенных" или просто освещающих военную тему ресурсах. Тревитник — весьма плодовитый и относительно, для американца, умеренный в оценках автор, да и сам про "ганшипы" не раз писал, про американские, естественно. Сначала он просто рассказывает, что такое "Армия-2019" и пересказывает известное, думаю, читателям сообщение ТАСС со ссылкой на неизвестный источник. Мол, началась работа по "разработке летающей артиллерийской батареи — самолета, непосредственно поддерживающего войска на поле боя, аналогичного американским "ганшипам" AC-130". "Военно-транспортный самолет Ан-12 с двумя 57-мм пушками будет использоваться в качестве летающей лаборатории".
Затем автор статьи пытается угадать, какой именно тип 57-мм пушки будет использован и делает совершенно правильную, замечу, догадку — это будет вариация того же 57-мм орудия, что используется в артистеме АУ-220М и необитаемых боевых модулях "Байкал" и "Кинжал" на ее базе, в настоящий момент все более популярной в ВС РФ, которая устанавливается или будет устанавливаться на корабли и катера, БМП, в том числе тяжелые БМП Т-15, а также средние гусеничные и колесные БМП Б-11 и К-17, ЗСУ 2С38 ЗАК-57 "Деривация-СВ" и пр. Тем более что генеральный директор УВЗ Потапов уже говорил об интеграции этой системы и на самолеты в том числе. Тревитник, правда, говорит об интеграции "Кинжала" на "тяжелый бронетранспортер" (это он так ТБМП называет) Т-15 и о 2С38 как об "экспериментах недавнего времени", что, в общем, не так — принятие на вооружение той же 2С38 уже дело решенное, да и с Т-15 с 57-мм модулем, в общем, тоже не за горами в серии.
Но если отбросить шелуху, то американский журналист описывает, в общем, не очень далекий от реальности набор систем, которые потребуются для такого самолета ВКС РФ для выполнения его задач по предназначению. Безусловно, воздушному кораблю поддержки ССО (а больше, кроме как для поддержки удаленных операций ССО, он и не нужен, любую другую работу выполнят), потребуются и мощные системы РЭБ, имеющиеся в распоряжении ВКС (например, нечто вроде системы "Хибины-М" или их развития), и бортовой комплекс обороны вроде известного ныне "Витебска" (на экспорт предлагаемого как "Президент-С"), обеспечивающий практически гарантированную защиту от ЗУР и УРВВ с электронно-оптическими ГСН (инфракрасными, двухдиапазонными и пр.). Потребуется ему и возможность использования бомбового вооружения — американец, конечно, ссылается на возможность использования на последних модификациях ганшипа AC-130W и AC-130J малокалиберных КАБ GBU-39 SDB, GBU-53/B SDB-II, ПТУР "Хеллфайр", УР "Гриффон" AGM-176 и боеприпасов GBU-44 "Вайпер Страйк".
У этих двух модификаций "разнообразное артиллерийское вооружение", ранее имевшееся на американских ганшипах, свелось или к единственной 30-мм одноствольной пушке GAU-23, или к ней же, но в сочетании со 105-мм гаубицей ручного заряжания. А когда-то там были и две шестиствольных 20-мм "Вулкана" либо одна 25-мм пятиствольная пушка GAU-12, и 40-мм пушка "Бофорс", с большой натяжкой считающаяся автоматической. На русском ганшипе гаубица, тем более с ручным заряжанием, вряд ли нужна, тем более что такого калибра у нас и нет, а 122 мм — это уже совсем иная отдача и габарит. Пары 57-мм автоматов со снарядами с дистанционно управляемым подрывом будет вполне достаточно — это очень точная артсистема и достаточно мощный патрон. Оснастить дополнительно, скажем, 23-мм шестиствольной пушкой ГШ-6-23М, вероятно, можно, но высота и дальность до цели при работе "в кругу" будут у этого орудия совсем иными, меньшими, что опасно для самолета.
Что же до бомбардировочного вооружения, то у нас это могут быть как обычные авиабомбы (при условии оснащения самолета СВП-24), так и корректируемые, как нормального калибра — КАБ-250С или КАБ-500КР/С/Л/ЛГ, так и малокалиберные КАБ массой 25-50 кг, разработанные и уже частично прошедшие испытания для ударных вариантов БПЛА вроде "Ориона", "Корсара" или "Форпост-М". Можно и УР адаптировать под русский ганшип, например, модульную УР Х-38 или же "изделие 305 ЛМУР", недавно "засвеченное" на Ми-28НМ. Причем вероятно как использование подкрыльевых пилонов, которые придется установить, так и на узлах в районе обтекателей шасси (если речь вести об Ан-12). Возможно и использование транспортера в грузовом отсеке. Обычный Ан-12 так был способен увезти от 8 до 12 и даже 16 т бомб, в ганшип, конечно, столько уже не поместить. Разумеется, потребуются и развитые средства разведки, и хорошая система управления вооружением, хотя это обойдется и недешево. Но многие системы не потребуется создавать заново, их можно и адаптировать с существующих типов самолетов. Но многое, безусловно, упрется в финансирование этой затеи. У ССО, конечно, "открытый кредит", но не бесконечный.