Рост цен в этом году обусловлен в том числе повышением издержек авиакомпаний в течение нескольких лет, а также скачком цен на топливо в 2018-м, считает главный эксперт Института экономики транспорта ВШЭ Федор Борисов.
На стоимость топлива в прошлом году повлиял высокий спрос со стороны компаний, которые смешивают его с дизтопливом для получения зимнего дизеля. В этом году повышение цен ограничивало внимание регуляторов и соглашение между правительством и нефтяниками о заморозке цен, сказал вице-президент по развитию бизнеса в России, странах СНГ и Балтии аналитического агентства Argus Виктор Парно.
Соглашение о заморозке перестало действовать с июля; в ФАС заявили, что следят за ситуацией и к ценам на авиакеросин есть серьезные вопросы, ведомство пообещало принять меры.
Пробы Ryanair
Осенью 2018 года Ryanair открыла маршрут из финского аэропорта Лаппеенранта в Будапешт, рассчитывая привлечь петербуржцев (этот небольшой аэропорт находится в 200 км от Петербурга). Затем перевозчик запустил рейсы из Лаппеенранты в итальянский Бергамо (второй аэропорт Милана) и Афины.
Из центра Петербурга до финского аэропорта можно доехать за три часа (без учета пробок). Регулярные автобусы, курсирующие до Лаппеенранты, закладывают в расписание более пяти часов. По итогам 2018 года аэропорт обслужил 33 тыс. человек, в 2019 году ожидал принять около 90 тыс. пассажиров. После отказа «Победы» летать из Пулково в начале 2019 года стало известно, что Ryanair может увеличить количество рейсов из Лаппеенранты. «Ryanair в курсе прекращения рейсов «Победы». Ryanair учтет это», — сказала тогда исполнительный директор Lappeenrannan Lentoasema (управляет аэропортом) Эйя Йоро.
Владимир Путин в очередной раз подверг критике «Аэрофлот». Произошло это после того, как жители Дальнего Востока обратили внимание президента РФ на заявление главы авиакомпании Виталия Савельева о том, что компания откажется от «плоских», то есть не меняющихся в течение года тарифов.
«Надо посчитать, насколько велики их убытки, они счетоводы очень искусные. Все время прикрываются какими-то международными стандартами, которые некоторые эксперты считают жульническими. Там компьютер просто считает тупо сколько заявок, сколько потребностей и исходя из этого взвинчивают цены. Достаточно примитивно все считают. Этот способ ценообразования и определения тарифов используют многие компании в мире. Но у нашей страны — особые условия, у нас огромные расстояния. И это необходимо учитывать. Будем решать эти вопросы», — сказал российский лидер на Восточном экономическом форуме.
Сейчас «плоские» тарифы действуют на рейсах из Москвы во Владивосток, Южно-Сахалинск, Хабаровск, Петропавловск-Камчатский, Магадан, Симферополь, Калининград. Эти перевозки не субсидируются государством, убытки от них покрываются за счет более доходных маршрутов «Аэрофлота». По словам Савельева, «плоские» тарифы серьезным бременем ложатся на экономику «Аэрофлота», это «не рыночная мера», и поэтому компания хочет отказаться от нее.
Президент подчеркнул, что транспортная доступность — это не только экономическая, но также социальная и политическая проблема. «Это связанность страны. Не должно быть так, что жители Дальнего Востока, Калининграда не могут полететь в Москву, Санкт-Петербург, другие регионы России. Люди в таком случае просто перестанут чувствовать себя гражданами страны. Я поручу, чтобы разобрались с авиакомпаниями, посмотрели, что там у них за убытки», — добавил он.
Это не первая критика «Аэрофлота» Путиным за последние дни. Ранее перед своим выступлением на заседании президиума Госсовета президент РФ обратился к Виталию Савельеву. «Виталий, больше инфляции — 7% рост!» — сказал он ему, возмутившись повышением стоимости авиабилетов.
По прогнозам Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), по итогам 2019 года авиабилеты в России подорожают на 9–10%.