Реклама Google — средство выживания форумов :)
Сообщается, что запланированный к строительству третий УДК проекта LPH-II будет иметь стандартное водоизмещение около 30 тысяч тонн - вдвое больше, чем корабли типа Dokdo (14,5 тысяч тонн). Новый УДК проекта LPH-II будет способен вмещать до 3000 человек морской пехоты, до 20 основных танков или плавающих бронетранспортеров, и будет полноценным авианесущим кораблем с авиагруппой в 16 истребителей Lockheed Martin F-35B Lightning II. Для их взлета корабль будет оснащен трамплином.
По имеющей сегодня информации, можно говорить о том, что российское военно-морское руководство рассматривало целый ряд иностранных проектов подобных кораблей. Наибольший интерес вызывали южнокорейский проект УДК типа «Токто», а также нидерландский десантный вертолетоносный корабль док (ДВКД) «Роттердам». Далее по степени привлекательности для российских военных были испанский «Хуан Карлос I», по образцу которого были построены также УДК типа «Канберра» для нужд Королевского австралийского флота.
Однако политическая конъюнктура, а также договороспособность французов, которые соглашались на передачу технологий, привела к тому, что предпочтение российских адмиралов было отдано проекту УДК типа «Мистраль». Первоначально Россия рассчитывала купить 4 корабля данного типа, два из них планировалось построить во Франции с участием предприятий из России, а еще два уже непосредственно на российских судостроительных заводах. В итоге было подписано соглашение о постройке двух кораблей общей стоимостью 1,15 миллиарда евро, в стоимость была включена передача технологий, подготовка и обучение экипажа, поставка дополнительного оборудования, включая десантные катера.
Главным лоббистом строительства УДК проекта 11780 был не столько главкомат ВМФ, сколько Генеральный штаб. Советским военным был необходим инструмент, который позволил бы им силовым путем отстаивать интересы страны в отдаленных регионах мира, даже в том случае, если там не было ни дружественных СССР государств, ни вооруженных просоветски настроенных организаций и движений. Характеристики и состав оборудования кораблей проекта 11780 позволяли использовать их и в качестве кораблей управления, а также в составе поисковых ударных групп, основным предназначением которых было бы уничтожение подводных лодок противника.
Распад Советского Союза остановил реализацию данного проекта, сделав постройку кораблей на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве неактуальной. Корабли так и остались лишь проектом, ни один из двух планируемых УДК не был заложен. Сказалось и то, что корабли стандартным водоизмещением 25 000 тонн могли строиться лишь на Черноморском ССЗ в Николаеве, где в те же сроки планировалось начать строительство авианосцев проекта 1143.5. Генеральный штаб большее значение придавал постройке УДК, а флот отстаивал авианосцы. Начавшаяся «борьба за стапель» сторонниками постройки УДК была проиграна.
Устроился мужик на работу пожарником. Через месяц встречает друга, тот спрашивает как работается.
- Ты знаешь, неплохо. Зарплата приличная, платят вовремя, паек, форма красивая...
Опять же, ребята хорошие подобрались, в шашки играем, в домино... Но б..., как пожар, так хоть увольняйся!
Неудача, которой обернулась попытка приобрести УДК иностранного производства, не убавила у российского военного руководства интереса к кораблям данного класса. Только теперь Россия собирается построить десантные вертолетоносцы уже собственными силами, работы над их проектированием начались практически сразу же после того, как стало ясно, что Франция не станет выполнять заключенный контракт. По информации журналистов «Известий», в настоящее время в нашей стране ведется проработка двух концепций будущего десантного вертолетоносца. В рамках одной из них планируется строить ДКВД по образцу нидерландского «Роттердама» водоизмещением порядка 14 тысяч тонн и авиагруппой из 6-8 вертолетов, а также док-камерой, рассчитанной на 2-4 десантных катера. Подобный корабль должен обеспечить переброску и высадку на берег до батальона морской пехоты максимальной численностью около 500 человек с вооружением и техникой.
В рамках второй концепции планируется строительство УДК классической авианосной архитектуры, обладающего сквозной полетной палубой, водоизмещением порядка 24 тысяч тонн. Такой корабль должен получить более масштабную авиагруппу – порядка 20 вертолетов, реализуя концепцию проведения загоризонтной высадки десанта в две волны, с доставкой на берег тяжелого вооружения и техники, а также части личного состава на десантных катерах по морю, а части с легким вооружением – по воздуху. Численность десантников на корабле данного типа должна будет составлять более 900 человек.
Обе концепции предусматривают возможность применения вертолетоносцев и в качестве кораблей управления, и в качестве плавучих баз во время проведения спасательных/гуманитарных операций, а также решения других задач. По оценкам собеседников интернет-портала iz.ru в военном ведомстве, потребности российского флота в подобных судах оценивается в 6-8 единиц в оптимальном варианте и в 4 – в минимальном. Пока же планируется построить серию лишь из двух кораблей. Два корабля не обеспечат флоту возможности постоянного присутствия в необходимых районах, но позволят при необходимости сформировать ядро экспедиционных сил, которые будут в состоянии решать задачи на удаленных театрах военных действий по мере возникновения необходимости. При этом полезность десантных вертолетоносцев, используемых в качестве мобильных баз, предназначенных для оперативного развертывания воинских контингентов во время локальных конфликтов, была доказана многократно, начиная еще с 1960-х годов.Четыре подобных корабля в составе ВМФ России позволили бы постоянно держать в море один вертолетоносец, еще один – в состоянии немедленной готовности, третий – в состоянии выйти в море на боевую службу через несколько недель, в то время как четвертый корабль мог бы проходить модернизацию или длительный ремонт. Наличие 6-8 кораблей данного класса позволило бы российскому флоту своевременно наращивать или ротировать свои силы в тех регионах, где потребуется. Еще в середине 2015 года Анатолий Шлемов, занимавший должность начальника департамента Гособоронзаказа ОСК, говорил о том, что стране необходимы 6-8 вертолетоносцев, а Минобороны оценивало потребности ВМФ в 4 корабля проекта «Прибой».
Пока же есть планы на постройку лишь двух десантных вертолетоносцев. Так 25 мая 2017 года замминистра обороны России Юрий Борисов рассказал журналистам о том, что в государственную программу вооружений до 2025 года включили два вертолетоносца, при этом он не стал тогда уточнять о каких проектах идет речь. Больше всего информации известно сегодня о УДК проекта «Прибой», макет которого был впервые продемонстрирован еще в рамках работы форума «Армия-2015». В Министерстве обороны России говорили о том, что данный проект является альтернативой французским «Мистралям». При этом на «Прибоях» все будет российским: авиационное крыло, десантно-высадочные средства, а также оружейные системы.
Известно, что в настоящее время концерн «Вертолеты России» работает над созданием нового семейства вертолетов морского базирования, работы ведутся под шифром «Мурена», при этом предполагаемые характеристики данного вертолета по-прежнему являются закрытой информацией. В то же время за огневую поддержку десанта уже готов отвечать ударный вертолет Ка-52К, который стал палубным вариантом известной боевой машины армейской авиации, хорошо показавшей себя во время конфликта в Сирии.
В зависимости от того, какой именно проект вертолетоносца будет выбран для российского флота – УДК водоизмещением 14 тысяч тонн или 24-тысячный УДК, цена головного корабля составит 30-50 миллиардов рублей. Стоимость авиагруппы для корабля подобного класса может составить еще 20 миллиардов рублей. Но даже при такой стоимости десантные вертолетоносцы по-прежнему будут оставаться достаточно экономичным средством проекции силы.