Sergeef>> И постоянная тяга для звездолета далеко не оптимальный вариант
Да, но это совсем уже сложный случай и попытка выкрутить "мизер".
Дем> Она конструктивно оптимальный вариант.
Совершенно верно. Поэтому с переменным удельным импульсом (и тягой) не морочатся (я видел один проект Пелегрино "Валькирия", прообраз "Лаки Стар" у Камерона в "Аватаре", там ради экономии антиматерии игрались с переменной тягой и импульсом. Но это - псевдореализм). Хотя на многоступенчатых ракетах у первых ступеней удельный импульс специально занижают (и поэтому выгодно использовать на них твердое топливо). Это дает некоторый выигрыш. Но опять таки "на мизерах".
Дем> Но просто не постянно весь полёт движку работать.
Надо понять вот что.
Да. Конечно. Вы можете выключить двигатель и лететь по инерции. Но если вы хотите при этом на дистанции L вложиться во время перелета T, то вам нужна будет БО'ЛЬШАЯ удельная мощность ваших двигателей (верней звездолета) w, чем в случае постоянно включенного двигателя.
Случай постоянно включенного двигателя рассматривается ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО как случай МИНИМАЛЬНОЙ необходимой удельной мощности. Но если у вас есть запас мощности - ради бога. Разгоняйтесь быстро, отключайте двигатель и летите по инерции пока не подлетите к цели. Но в любом случае вам нужна w НЕ МЕНЬШЕ (явно больше) чем у ракеты, которая все время летит не выключая двигатель ту же дистанцию за то же время.
В этом - коллизия. Люди интуитивно (я во всяком случае по началу так и думал) не ощущают что межзведное расстояние на самом деле слишком короткое для разгона на нем до нужных скоростей с ПРИВЫЧНЫМИ НАМ удельными мощностями "моторов" в 10-100 (максимум 1000) вт/кг.
Оказывается этого слишком мало.
Еще очень сильно сбивают глаз характеристики ЖРД ракет. У них удельная мощность (мощность двигателей к массе пустой ракеты) примерно 500 кВт/кг. И кажется, что до 1 мВт/кг и 10 мВт/кг от них "рукой подать". Но это - иллюзия. ЖРД - это ПИК теплового двигателя. И тупик.
У твердотельного ЯРД уже удельная мощность ниже чем у ЖРД. Не зря первый из них назвали "Киви", как нелетающую птицу. Ибо собственная масса двигателя была ниже его тяги. То есть он бы не мог поднять даже сам себя с поверхности Земли, не говоря уже о всей остальной ракете.
Если мы перейдем к гипотетическим газофазным ЯРД (типа тех над которыми бился Иевлев), с истечение 15-20 км/с, то там удельная мощность падает еще сильней. Это проклятье тепловых двигателей. В ЖРД "все звезды" сошлись на оптимуме поэтом 0.5 мВт/кг - это пик и рекорд. Выше не прыгнешь.
В случае электроракет (где истечение можно поднять до 10 000 км/с) в удельной мощности нас ограничивает цикл производства электроэнергии. Сейчас на лучших проектах ядерных орбитальных буксирах удельная мощность получается в жалкие 70 Вт/кг. Мы крутили на "Астрофоруме" тему и я мечтал о том что бы поднять удельную мощность электроракеты с реактором до 1000-2000 вт/кг. Это - максимум реалистичных фантазий. Да, был один предельный проект на 4000 вт/кг. Но это был генератор Мозли и переделать его под реактор - отдельная задача (возможно не решаемая). То есть и тут - ТУПИК.
Какие выходы?
Два.
Во-первых взрыволет. Дайсона. На водородных бомбах. Тут действительно можно иметь и 10 мв/кг и 100 мв/кг... Но тут проблема с истечением. Можно получить 1000 км/с надежно. Но этого - мало. Можно ли получить 5000-7000? Вопрос открытый. Если да, то в принципе у нас есть супертяга для перелета к звездам на средних скоростях ~0.05с. Играясь с этой идеей (ступени, магнитный парашют и еще кое-что) можно выкручивать чуть больше (есть фантазия о 0.3с).
Но это если взрыволет Дайсона возможен.
Если нет?
Остается радикальное решение. Не ракета а пушка. Внешняя тяга. Лазерный парус (проект Лублина-Мильнера-Хокинга) или (что куда лучше) "луч материи". То есть почти вся двигательная установка остается дома. А значит и проблемы с удельной мощностью снимаются, так как энергоустановка на килограммы транспортного средства никак не накладывается.
Но ничто не дается даром.
Во-первых разгон должен быть быстрым и тут действительно нужны уже Гвт/кг... И опять таки (скажем на тех же парусах) термическая нагрузка не детская.
Ну и главное- а как тормозить?
Одна надежна - парашют. Магнитный. Но он один не спасает. Тут проблема как с посадкой на Марсе. Парашют притормаживает. Но что бы выйти на орбиту звезды нужны ракетные двигатели. Опять таки с недетской удельной мощностью, поэтому остаются взрыволетно-бомбовые. Иных просто нет. НЕТ!
Хотя если у вас очень хороший парашют (для этого нужны чудо-сверхпроводники магнитостойкие которых пока нет) то возникает надежна-возможность дотормозить парашютом до выхода на орбиту в солнечном ветре самой звезды (плюс маневр Оберта у ее поверхности, для чего взрыволет - опять идеален и альтернативы ему нет).
В общем универсального решения перелета к звездам НЕТ.
Что, собственно и делает задачу чудовищно сложной и ... красивой.