roker2019>> Выдали, что у русских была очень тяжелая ракета Н-1, а у американцев мол Сатурн-5 гораздо легче. Tarasoff> Что-то не так? Есть возражения? Расскажи нам сколько какая весила. Я бежать рыться в справочниках не намерен. Лень мне Вангую, ты опять несёшь наглый бред. Да и данными ты вряд ли поделишься. Так, лишь бы кукарекнуть. "Не стоит, зато как висит!" ©
Ну в первом приближении летные варианты ракеты весили на старте Н-1 - 2740 тонн, Сатурн-5 - 2970 тонн. Так что в первом приближении Сатурн-5 тяжелее. Однако, по массовому совершенству сухая масса 205 и 183 тонны соответственно, так что Сатурн-5 выходит легче, особенно в соотношении масса конструкции к выводимому грузу (Н-1 (3Л - 80 тонн, 5Л-7Л - до 98 тонн, Сатурн-5 - 140 тонн)
Будучи в армии, я бывал на местах падения Н-1, видел обломки и лазил по ним, наблюдая конструктив изнутри, а потом, в штатишках в музее видел потроха Сатурн-5. Честно говоря, весь выигрыш круглых баков Н-1 был съеден конструкцией подвеса, так как люминиевый сплав (Д6 вроде) в СССР был ниже качеством, что вело к излишней громозкости конструкции. Как будто проблемы прочности в основном решали в лоб, просто увеличивая толщину балок. А их там был лес. Кстати, на месте крушения было любопытно наблюдать, что металл лопался в основном по плоскости, а не по сварному шву, что говорит о том что определенных высот в сварке СССР достиг. Но несущий каркас Н-1 - это просто нечто.
Я сделал в свое время 3Д модель Н-1 (ее много кто делал), но я сделал с внутренним конструктивом. Будет интересно, покажу рендеры с 3Дмакс.
Кроме того, имея 30 источников вибраций вместо 5, имея гораздо большую кучу гармоник - конструкция Н-1 была в этом смысле сложнее и перетяжеленнее чем Сатурна-5. Но в ходе ЛКИ собирались оптимизировать.
roker2019>> Потом поехали к каким-то ребятам, запустили любительские ракетки, одноступенчаютую и двухступенчатую. Получили результат и вывод: двуступенчатая летает выше, поэтому Сатурн-5 и уделал Н-1. Tarasoff> Н-1 не была одноступенчатой. Ты что-то не так и не туда смотрел. Может, себе в задницу? roker2019>> Чо это было вообще? Чо они курили? С какого дуба рухнули? И такими псевдо познавательными передачками доказывают своим американским зрителям что мол действительно летали на луну.
Формально Сатурн-5 был 3х ступенчатым для вывода Аполлонов, и 2х ступенчатым для Скайлеба, а Н-1 4-х ступенчатой для выхода на ЛЕО.
Tarasoff> Н-1 была ракета так себе... г**нецо. Называется, я его слепила из того, что было. А поскольку в те времена вообще было с электроникой швах, а в Советах - тем более, то заставить летать вундервафлю с 30-ю двигателями дело было заведомо дохлым. Сатурн-5 был во всех отношениях более совершенной ракетой.
Тут есть много нюансов. Фалькон-Хэви с 27 движками. работающими со старта смотрит недоуменно. К примеру - достаточно применить материалы Сатурна-5 к Н-1, и движки НК-33 (слетать не успели, были на экземпляре 8Л, к запуску в 1974) вместо НК-15 (все предыдущие запуски) и действительно - будет почти вундервафля. Тупая пропорция по материалам говорит, что вес конструкции можно было уменьшить процентов на 20, при сохранении тех же параметров прочности. НК-33 давали рост ПН до 103 тонн, даже без форсирования. Не говоря уж о планируемом в свое время блоке Ср (водород) - еще плюс 20-25 тонн при замене им керосиновых блоков В и Г и приведении к 3х ступенчатости. Забавный пример, сотни км кабельного хозяйства Н-1, при применении современной изоляции только на ней дают пару тонн выигрыша по ПН, краска правильная - еще тонну, а уж если заменить электронику, особенно монстроподобные советские релюшки хотя бы на западный аналог тех времен....
В случае доведения Н-1 до кондиции - была бы хорошая ракета. Особенно учитывая масштабируемость в виде Н-11 и Н-111.
В общем - все не так однозначно. Особенно для технологий 60х годов.