К поверхности Земли боевые блоки ракет «Синева» и «Булава» летят примерно с одинаковой скоростью — около 10 чисел Маха. Главная проблема таких блоков (и боевых блоков ядерных ракет вообще) долгие годы заключалась в том, что после разведения они «падали» на голову противника по баллистической траектории. Эту траекторию научились высчитывать, а потом создали противоракеты, например, LIM-49 Spartan или самые современные SM-6, с помощью которых можно сбивать баллистические цели на встречных курсах.
Полноценные гиперзвуковые блоки придут на флот от сухопутных систем. По некоторым сообщениям, случится это уже до конца 2022 года. И это будет совершенно другой уровень ракетно-ядерного противостояния.
Сразу несколько зарубежных и отечественных экспертов в области стратегического вооружения утверждают — российские подлодки получат перспективные гиперзвуковые боевые блоки «Авангард», которые ранее предназначались исключительно для РВСН и ракет шахтного базирования РС-28 «Сармат».
Такое решение выглядит вполне логичным — у флота уже есть две твердотопливных ракеты с хорошими показателями по скорости и дальности пуска. Программа «малозаметного поражения цели», например, у «Булавы» включается уже на 90-й секунде полёта, когда в дело вступает двигатель последней, третьей ступени.
«Механизмы для преодоления систем противоракетной обороны», о которых так много и часто говорят в последнее время, в полной мере реализованы лишь в гиперзвуковых маневрирующих блоках «Авангард». Боевая часть ракеты «Сармат» значительно современнее любых существующих флотских аналогов — гиперзвуковые боевые блоки «Авангард» не просто разделяются и падают на противника вместе с ложными целями, но и активно маневрируют на всём участке полёта.
запустив эти аппарата «с перископной глубины и управляя ими на тактически значимые расстояния - далеко за линию горизонта», - сказал Гоггинс. - «Таким образом, лодка смогла получить целеуказание и провести имитацию быстрой торпедной атаки на участвующий надводный корабль
Уникальность запуска состоит в том, что он был осуществлен из подводного положения. Запуск беспилотника была выполнен из торпедного отсека подлодки «Провиденс», относящейся к подлодкам класса «Лос-Анджелес», с использованием системы доставки под названием Sea Robin. Данная система была разработана так, чтобы разместиться внутри пустого пускового контейнера, такого же, который используются для запуска с подлодки ракет «Томагавк». Во время полета запущенный с подводной лодки БПЛА передавал на борт лодки, вспомогательных кораблей и на американскую базу в Норфолке (штат Вирджиния) разведывательную видеоинформацию. В качестве блока питания беспилотника выступил автономный электрический топливный элемент, который рассчитан минимум на 6 часов работы аппарата. Посадку БПЛА совершил на американской военно-морской базе на Багамах, на острове Андрос.
Запуск контейнера с борта подводной лодки осуществляется при помощи стандартного 533-мм торпедного аппарата. После отделения от пускового контейнера система Sea Robin с находящимся внутри беспилотником XFC всплыла на поверхность, после чего заняла вертикальное положение, которое аналогично плавающей вехе. По команде, которая поступает с борта лодки, осуществляется вертикальный старт аппарата, и на протяжении нескольких часов он совершает полет над поверхностью океана.
Беспилотная система XFC UAS является автономной, полностью электрической системой, которая работает с помощью топливных ячеек. Беспилотный летательный аппарат имеет складные крылья. По словам разработчиков данной модели, применение в его конструкции топливных ячеек — это беспрецедентный сдвиг в истории разработки современных пусковых и движительных систем для БПЛА. Интерес представляет тот факт, что не только сам полет беспилотника, но и его взлет осуществляются при помощи применения электроэнергии. Благодаря этому аппарат отличается очень малым количеством демаскирующих признаков. Беспилотник XFC UAS будет довольно трудно обнаружить.
Стоит отметить, что проект беспилотной системы XFC UAS не является единственным. Сегодня в интересах ВМС США американские военно-промышленные корпорации разрабатывают сразу несколько аппаратов, которые могут базироваться на борту подводных лодок. В конце 2009 года компании Northrop Grumman и Boeing выдвинули предложение по оснащению подлодок классов «Огайо» и «Вирджиния» беспилотными летательными аппаратами ScanEagle, которые уже состоят на вооружении на надводных кораблях и в сухопутных частях американской армии.
Беспилотник ScanEagle, так же, как и XFC, предназначен для осуществления разведки, рекогносцировки и наблюдения за местностью, однако он технологически значительно проще своего собрата. Данный БПЛА оснащается поршневым пропеллерным двигателем, развивающим мощность в 0,97 кВт, инфракрасной и/или оптической видеокамерой и различными системами связи, способными действовать на удалении до 100 км. При этом аппарат обладает достаточно большой продолжительностью полета — 20 часов. Длина беспилотника — 1,4 метра, размах крыла — 3,1 метра, масса — 20 кг. При этом ScanEagle в состоянии развивать скорость до 150 км/ч.
Не стоит сомневаться в том, что результатом завершения испытаний и размещения аппаратов XFC UAS (а, возможно, и других беспилотников) на борту подводных лодок станет то, что потенциал автономности, скрытности и поражающего воздействия американского подводного флота увеличится. Этому помогут «глаза и уши», которые будут действовать в воздухе в интересах подлодки.
Беспилотник ScanEagle, так же, как и XFC, предназначен для осуществления разведки, рекогносцировки и наблюдения за местностью, однако он технологически значительно проще своего собрата. Данный БПЛА оснащается поршневым пропеллерным двигателем, развивающим мощность в 0,97 кВт, инфракрасной и/или оптической видеокамерой и различными системами связи, способными действовать на удалении до 100 км. При этом аппарат обладает достаточно большой продолжительностью полета — 20 часов. Длина беспилотника — 1,4 метра, размах крыла — 3,1 метра, масса — 20 кг. При этом ScanEagle в состоянии развивать скорость до 150 км/ч.
Унифицированный блок оптической аппаратуры имеет телевизионный канал с передачей сигнала на операторский пульт. Также БПЛА оснащен собственной системой навигации, способной определять координаты по разным источникам и объектам. Полет и наведение на цель могут осуществляться как под управлением оператора, так и самостоятельно. Возможно применение комбинированного режима.
Разработчики утверждают, что за счет высокой маневренности новые БПЛА в полете способны даже имитировать поведение птиц, запутывая противника. Это серьезно затрудняет поиск и идентификацию барражирующих боеприпасов, а также последующее их уничтожение.
В контексте боевой устойчивости и живучести приняты и иные меры. Считается, что высокую эффективность в борьбе с беспилотниками должны показывать лазерные средства ПВО. В Zala Aero Group разработали новые методы защиты от таких угроз. Разработчики говорят об отражении лазерных лучей, но не уточняют подробности таких технологий.
Комплекс «Ланцет» включает минимально необходимое количество средств и прост в эксплуатации. За счет этого, как утверждается, атака при помощи барражирующего боеприпаса обходится существенно дешевле, чем применение самоходной артиллерии с управляемыми боеприпасами. Малая стоимость обеспечивает еще одно характерное преимущество: она упрощает организацию массированных налетов, направленных на перегрузку ПВО противника.
Запуск контейнера с борта подводной лодки осуществляется при помощи стандартного 533-мм торпедного аппарата. После отделения от пускового контейнера система Sea Robin с находящимся внутри беспилотником XFC всплыла на поверхность, после чего заняла вертикальное положение, которое аналогично плавающей вехе. По команде, которая поступает с борта лодки, осуществляется вертикальный старт аппарата, и на протяжении нескольких часов он совершает полет над поверхностью океана.
Из-за миниатюрного размера БПЛА радары даже в условиях хорошей видимости фиксировали их приближение лишь на крайне малом расстоянии: менее двух километров.
Длина дрона – около метра, он имеет складывающиеся крылья, которые раскрываются при запуске
При скорости беспилотников около 250 км/ч, максимальное время на удар после обнаружения цели радарами составляло 15 секунд.
Текущая модификация может летать со скоростью до 137 км/ч и удаляться от оператора на расстояние до 20 км, на протяжении полутора часов.