S.I.> Не совсем боком:
S.I.> Updated - SpaceX Starship Re-Entry Post Elon Tweet - YouTube
S.I.> О повторном входе Starship в атмосферу, метрической системе, магии числа 420 и самочувствии Илона Маска – Журнал "Все о Космосе"
Ага, направление их мыслей несколько проясняется. Хотя не то чтоб
И так же становится совершенно ясно, что они сами еще в фазе исканий и накопления тумана.
Что в общем вполне ожидаемо.
S.I.> Чисто геометрически, из треугольника сил аэродинамическое качество порядка 0,36 получается.
Ну так некорректно, но в общем можно б-м уверенно предполагать, что качество в десятые доли единицы.
Что безусловно даст некое снижение пиковых перегрузок, может и до 4-5 - меньше вряд ли.
S.I.> Какая-то теплозащита у Маска есть:
S.I.> Orbital SpaceX Starship assembly animation - YouTube
Под каждый вариант, под каждое сочетание, она нужна другая.
То самое снижение перегрузки - оно же совершенно не самоцель для
беспилотного носителя.
Наверное, надо проговорить подробнее - похоже, в формате рассуждений "если ..., то ..." не была уловлена ключевая мысль.
Вход орбитальной ступени боком с последующим баллистическим спуском
вовсе не есть нечто однозначно плохое.
У него есть минусы, и есть плюсы. Как и у любого варианта - "закон рычага: проигрываем в расстоянии, выигрываем в силе" © школьный учебник (он же - "тришкин кафтан" в теории систем
) В общем случае совершенно неочевидно, кто перевесит.
Смахивает на однозначный проигрыш это лишь в случае стальной конструкции - но не в общем случае. Минусы и плюсы - по части механической и тепловой.
1. Баллистический спуск.
Минусы - а) высокая пиковая перегрузка б) высокие
пиковые теплопотоки.
Плюс: малые
интегральные теплопотоки.
Мелкий минус - отсутствие возможности бокового и продольного манёвра. В контексте некритично.
П. 1а - проблема чисто прочностная и выливающаяся в рост сухой массы. Для малого СА - вообще некритично. Для "среднего" корабля масштаба шаттла или Бурана (но с балл. спуском) - не слишком значимо. Для большого полноценного полностью многоразового носителя
с баками - уже повлияет. Конструкция большая, протяжённая, пустотелая и тонкая, далека от "сплошного бруска", всякие изгибающие нагрузки важны и т.п. - поэтому чувствительнее, чем маленькая. Легко перекрыть без опор балкой 3-метровый пролёт, сложнее - 30-метровый, и нереально - полукилометровый.
Насколько это повлияет - хз. Скорее может и убить всё на корню, особенно если не использовать самые ультралёгкие материалы.
П. 2а - требования к тепловой защите. Для малых СА - фигня, 3-5% сухой массы на абляционку, и всё отлично. Со средним та же история. С большим можно бы в принципе решить так же, рост массы совершенно не смертелен. Но усложняет межполётное обслуживание. А, главное - априори неочевидно, что будет с тепловым режимом сопел и всего, что не есть бок, обмазанный абляционкой. Какие там обтекания-затекания-локальные перегревы, не убьёт ли это многоразовость движков, не ослабит ли локальный перегрев местную прочность до невозможности повторного использования и пр. А всю 2-ю ступень не обмажешь.
Альтернативный возможный вариант.
Необходимость использования абляционки вылезает из высоких пиковых удельных мощностей нагрева. Если мидель очень большой - то удельная мощность может оказаться ниже порога, требующего абляционки, можно выехать на теплоёмкости, теплопроводности и излучении, ну так, максимум "войлоком" прикрыться. Но нужен большой мидель. Что почти что "само собой получается" для водорода, и даёт экономию помимо УИ. Для неводородной ступени выглядит сильно проблематичным. Особенно для стальной.
Чтобы проскользнуть в такую щёлочку - особенно важна как можно меньшая сухая масса: это снижает эти самые пиковые мощности. Чуть-чуть туда или сюда - щёлка открылась или закрылась. Конструкция завязалась или нет.
Можно попробовать охлаждать, но это и гемор, и прирост массы - т.е. опять повышение потоков. То ли выйдет, то ли нет.
Проблема: такие тепловые вещи плохо считаются и моделируются. Значит или перезаложиться и всё перетяжелить - или на эксперименты угробить несколько больших лётных изделий.
2. Спуск с небольшим аэр. качеством.
Плюсы: а) меньше перегрузка (экономим на весе конструкции) б) меньше пиковые тепловые потоки.
Минусы: выше
интегральные тепловые потоки.
Пока качество маленькое - ситуация непринципиально отличается от предыдущей, достаточно лишь повысить массу абляционки. В каком-то диапазоне это вполне приемлемо. Снижение перегрузок позволяет снизить требования к прочности и вес, что компенсирует затраты на рост массы ТЗП, а то и позволит пролезть "в щёлочку" с пассивным охлаждением (опять же, скорее для водородника).
Но - "затекания": там всё может вырасти в разы, летим дольше, варимся в горячем газе за скачком дольше, задница с движками греется дольше - значит сильнее. Удастся, не удастся уложиться в тепловой режим - априори не скажет никто. Опыт шаттлов скорее подсказывает, что наверное, можно, но не на 100% - геометрия иная, картина обтекания иная.
Ну, для спуска с большим качеством на примере шаттлов примерно ясно должно быть. Только с поправкой на то, что надо спускать еще баки (= растёт размер и т.п.). Всё равно это не наш случай, т.к. требует развитых аэродинамических поверхностей, что явно в Старшипе не предусматривает - это нужны или большие крылья, или сама ступень в виде толстого дельта-крыла.
Как-то так, грубо.
То есть граничных условий и узких мест много, у каждого варианта свои. Многие наверняка окажутся неожиданными - ну, так всегда бывает.
Собственно и удивляют поэтому все эти заявы и прожекты про стальной (!!!) полностью многоразовый Старшип. По логике вещей, было бы куда разумнее сперва Ф-9 довести до полной многоразовости, набраться опыта - до того-то было боле-мене последовательно, сперва лёгкий носитель просто, потом средний носитель просто, потом на его основе частично-многоразовый, потом на его основе тяжёлый и частично многоразовый. Вполне разумно.
Ан нет, тут замах СРАЗУ на полностью многоразовый ТЯЖЁЛЫЙ носитель. Перепрыгивание через ступеньку. Если не две.